К просодике относятся паузы кашель вздохи смех плач

Психологи утверждают, что можно научиться делать весьма правильные высказывания о размерах тела, подвижности, внутреннем состоянии, возрасте и даже профессии человека на основании лишь услышанного голоса и манеры говорить. Голос и манера говорить содержат для внимательного слушателя первичную, незамаскированную информацию о партнере по общению.

Скорость речи. Скорость речи соответствует темпераменту и так называемому темпу жизни человека.

  • 1. Оживленная, бойкая вплоть до торопливой манера говорить:
    • — если течение речи равномерно — подвижный, легки на подъем, уверенный в себе человек;
    • — при нарушенном ритме речи — робкий, неуверенный собеседник;
    • — при «кувыркающемся» голосе, сопровождаемом чрезмерной жестикуляцией, — возбужденный, непостоянный, неуправляемый человек.

«Доктор говорил быстро, горячо и некрасиво, с заиканием… и с излишней жестикуляцией; для нее было только понятно, что с нею говорит грубый, невоспитанный, злой, неблагодарный человек, но чего он хочет от нее и о чем говорит, — она не понимала.» А.Чехов.

  • 2. Спокойная, медлительная манера:
    • — рассудительный, спокойный, основательный человек;
    • — бездеятельный, вялый, колеблющийся.

3. Замедляющаяся скорость речи (и жестикуляции) — наступление задумчивости, потеря уверенности.

4. Заметные колебания скорости речи — легко возбудимый, недостаточно уравновешенный человек.

Громкость речи. Громкость речи в целом служит показателем жизненной энергии и происходящей от нее уверенности. НО: громкий голос может быть специально «сделан» для сокрытия слабого духа (заблудившийся в лесу путник поет); большая громкость — проявление недостаточной критичности к себе, не владение эмоциями (в припадке гнева); слишком тихий голос может служить маскировкой для достижения тайных целей (при общем напряжении говорящего).

Сильные изменения громкости могут свидетельствовать о повышенной эмоциональности, сопереживании собеседнику, волнение.

Нерегулярные колебания слабой громкости голоса говорят о нехватке стойкости, склонности к быстрой сдаче позиций при первых же трудностях.

Высота голоса.

  • § Высокий пронзительный голос — страх, волнение.
  • § Низкий тон голоса — покой, достоинство. Оратор, который хочет быть убедительным, говорит медленно и в низкой тональности.

Окраска звучания.

Окраска голоса складывается из смешения «головных» и «грудных» тонов. Их соотношение зависит от степени эмоционального участия: когда властвует разум — преобладает «головной» тон, когда человек во власти эмоций — «грудной». Замечено, что голос человека становится благозвучным, если ему удалось разрешить свою проблему. По изменению окраски голоса собеседника можно судить, добился ли партнер своей цели, сумели ли его успокоить.

  • o Металлическое звучание — говорит об энергичности и твердости.
  • o Елейный, масляный, жирно-мягкий голос — происходит от лишь изображаемой дружественности, фальшивого пафоса — легко различить подхалима.
  • o Певучая речь — сильное подчеркивание гласных — темпераментность, чувствительность, типична для добряков.
  • o Речь, в которой остро подчеркиваются согласные — преобладание разума и воли (Владимир Высоцкий).
  • o Монотонный голос — скрытность, зажатость, робость.
  • o Высота, мелодичность голоса меняются в широких пределах — открытость, многообразие интересов, внутренняя свобода (Остап Бендер в исполнении Андрея Миронова).
  • o Неритмичные колебания голоса — неуравновешенность, отсутствие стабильности.
  • o Округло-текучая манера говорить с мягкими переходами отдельных звуков и слов — глубокая, полная эмоциональная жизнь (Пьер Безухов из «Войны и мира»).
  • o Угловато- отрывистая речь с внезапными изменениями громкости — трезвое, целенаправленное, прагматичное мышление, иногда нервозность (офицеры, учителя, политики с авторитарностью, склонностью к диктату).

Дыхание собеседника.

На Востоке придают особое внимание дыханию человека. Дыхание там считается основой жизни, то есть в дыхании отражается весь человек. Почерк дыхания, дыхательный стиль изменить так же трудно, как и устоявшийся почерк письма. При желании можно научиться «читать» внутреннее состояние собеседника по его дыханию. Владимир Леви, автор классификации, говорит даже о «дыхательном слухе»:

  • Ш Резкий короткий вздох — при внезапном удивлении, негодующем изумлении.
  • Ш Краткий выдох, обрывок фырканья или смеха — презрение.
  • Ш Шумное, прерывистое почти судорожное дыхание — крайняя степень волнения, возможное начало истерического припадка.
  • Ш Непроизвольное затаивание дыхания, задержки дыхания — внутреннее напряжение, яркие сильные чувства, интенсивная умственная деятельность.
  • Ш Непроизвольный «перевод духа» — стирает уже ненужное напряжение, признак избавления от страха, показатель благополучного конца чего-либо.
  • Ш Очень медленное, почти сонное дыхание — полная степень освобождения, покоя, абсолютной отключенности от происходящего, скуки.
  • Ш Беспрестанные резкие вздохи и энергичные выдохи — нетерпеливый, раздражительный, очень высоко эмоциональный , с низким самоконтролем человек.
  • Ш Шумное, сопящее дыхание — человек напряженных влечений, тяжелого нрава, подозрительный, иногда — добродушный тугодум.
  • Ш Дыхание мощное, ровное, — уверенный в себе, бодрый, неистощимо оптимистичный человек.
  • Ш Вдохи зажатые, словно скрипящие ржавыми тормозами, и такие же выдохи — подавленный, мнительный, неуверенный в себе человек, меланхолического темперамента.
Читайте также:  Длительное кровохарканье при сухом кашле подозрительно на

Взаимосвязи между голосом, дыханием и характером человека еще не установлены наукой однозначно, но, сохраняя критическую позицию и самостоятельность в суждениях, можно с большой вероятностью говорить о дыхании как о характерной черте определенного состояния человека.

Смех.

А. Д. Редозубов в книге «Логика эмоций» утверждает, что эмоция «смешно» не является врожденной и не наследуется на генетическом уровне. Врожденный, рефлекторный характер имеет мимическая экспрессия — смех и улыбка. Изначально смех и улыбка возникают в состоянии «хорошо» и по мере формирования человека распространяются на более сложные формы поведения. Эмоция же «смешно» формируется как результат социального взаимодействия. Она представляет собой удовольствие от признаков, которые в процессе воспитания сопутствовали ситуациям, в которых относительный социальный статус человека повышался за счет понижения статуса другого, например, в результате осмеяния его неудачи. Смех, сопровождающий эмоцию «смешно», можно рассматривать как приобретенный в процессе воспитания условный рефлекс.

Изучением смеха, юмора и его влияния на организм человека занимается раздел психиатрии — гелотология.

«Смех есть аффект от внезапного превращения напряженного ожидания в ничто» Э.Кант.

По данным современных этологических исследований, смех, видимо, возник у общих предков человека и человекообразных обезьян более 10 млн. лет назад. Есть мнение, что вокализация при смехе, вызванном щекоткой у детенышей обезьян, гораздо более похожа на человеческую, чем полагали ранее.

У человека смех коррелирует с дружелюбием, и, как ни странно, с агрессией — его рассматривают как игровую форму поведения, в которой может быть заложена скрытая угроза: «Смотри, что я могу сделать с тобой, но не сделаю». Отсюда становится понятным происхождение словосочетаний «издевательский смех», «угрожающий смех».

Естественный смех успокаивает нервы, расслабляет мышцы, улучшает самочувствие. Исследования показали, что при смехе от мышц лица идут особые импульсы, которые благотворно влияют на нервную систему и работу мозга, снимая напряжение. Даже когда невесело и человек выдавливает из себя фальшивую улыбку, механизм срабатывает и на душе становится намного легче. По мнению учёных, смех — это выработанный людьми «социальный рефлекс», поскольку, видя смеющегося или улыбающегося человека, другие люди тоже приходят в хорошее настроение.

Оказалось, что сердитые люди страдают заболеваниями сердца чаще, чем весёлые. Весельчаки менее подвержены риску возникновения инфаркта. Это связано с тем, что смех укрепляет эндотелий — клетки, выстилающие кровеносные сосуды и полости сердца изнутри.

«Из всех животных только человек умеет смеяться, хотя как раз у него для этого меньше всего поводов». Эрнест Хемингуэй.

Смех может быть радостный и грустный, добрый и гневный, умный и глупый, гордый и задушевный, снисходительный и заискивающий, презрительный и испуганный, оскорбительный и ободряющий, наглый и робкий, дружественный и враждебный, иронический и простосердечный, саркастический и наивный, ласковый и грубый, многозначительный и беспричинный, торжествующий и оправдательный, бесстыдный и смущенный, гомерический и «смех сквозь слезы».

Плач.

 Согласно распространенному мнению, плакать полезно, потому что слезы увлажняют и очищают поверхность глаз, а содержащийся в них лизоцим защищает глаза от бактерий. Но считается, что плачут только люди.

Действительно, если не считать часто приводимых, но единичных, примеров из жизни животных, плач свойственен только человеку. Как писал Дарвин, «привычка эта, вероятно, была приобретена после того периода, когда человек ответвился от общего предка рода Homo и от неплачущих человекообразных обезьян».

Подобно смеху, плач имеет черты неадекватной реакции — смещенной активности. Кроме того, подобно смеху, он является социальным ответом, ибо очень стереотипен и коммуникативен. В современном обществе плачем заражаются друг от друга лишь маленькие дети, тогда как взрослые обычно стыдятся слез. В прошлом же плач был гораздо социален. У аборигенов Австралии, Андаманских островов и Америки до недавнего времени сохранялся обычай коллективного плача, связанный не только с похоронной обрядностью, но и с ситуациями вроде приема гостей или примирения, когда плакать сообща было проявлением дружбы и солидарности. Этот обычай получил название «приветствие слезами». Во многих древних религиозных традициях люди сообща плакали и смеялись либо одновременно, либо попеременно, ибо, как известно, смерть в архаических представлениях ассоциировалась с едой, половым общением и возрождением.

Плачем называют существенно разные вещи:

  • · несколько слез в глазах, иногда подрагивает голос;
  • · просто плач (лицо несчастное, текут слезы, сопровождаются причитаниями);
  • · плач-крик (требовательный, вредный, злобный) — лицо недовольное, слез почти нет, а крики громкие;
  • · рыдания (плач навзрыд, мощная дыхательная прокачка, слезы не обязательны, слова не нужны).

Все эти виды имеют в своей основе существенно разную психологическую природу. Также различаются:

  • — естественный плач детский и реже встречающийся взрослый плач;
  • — понятный плач женский и спорно воспринимающийся мальчиковый (мужской);
  • — плач внешний и внутренний.
Читайте также:  Что делать если кашель и сопли

Внутри этих разделений плача есть свои оттенки и градации.

По наличию намерений можно выделить инструментальный (с намерением) и простой (без намерений) плач. Если добавить этическую окраску, то выделяется честный плач (как запрос о помощи, плач как лекарство от боли, плач как способ снять напряжение, плач-привычка) и манипулятивный плач (плач как привлечение внимания, плач в отместку, плач — давление).

Психологи не без оснований считают, что легче изменить свое мировоззрение, чем свой индивидуальный способ подносить ложку ко рту. Психология проявлений как определение сигналов тела так же стара, как и человечество. Ею вполне осознанно занимались тысячи лет назад. В театре Древней Греции актеры, играющие комические роли, надевали веселые маски, а трагические — грустные. Начало научных изысканий в этой области восходит к ХVIII веку, к Гете. В определенную систему телесные проявления внутренних состояний были сведены в ХIХ веке Чарльзом Дарвином. В Европе наибольшие достижения принадлежат представителям немецкой школы психологии проявлений.

Итак, польза от умения открывать закономерности проявлений тела и поведения человека:

  • 1. Обращение внимания на телесные проявления людей, распознание мимики, жестов и т.д.
  • 2. Сопоставление подмеченных деталей, их обобщение, и суждение о собеседнике.
  • 3. Умение прогнозировать поведение человека в определенных ситуациях по его внешним проявлениям и строить свою тактику общения на основании этого.
  • 4. Контроль собственных телесных проявлений, сознательное употребление одних и избегание других.

Никогда нельзя добиться успеха, подменяя внутреннее расположение к собеседнику лишь его внешней стороной!

Источник

В процессе коммуникации произнесенное слово никогда не является нейтральным, а часто даже более важным, чем содержание сообщения. Смысл высказывания может изме­няться в зависимости от того, какая интонация, ритм, тембр, фразовые и логические ударения были использованы для его пе­редачи. Все эти звуковые элементы передачи информации полу­чили название паралингвистических средств. Исследователи выделяют следующие акустические средства, сопровождающие, до­полняющие и замещающие звуки речи: темп, высота, громкость, скорость, тембр, ритмичность, паузы, интонацию, вздохи, сто­ны, покашливание и др.

Голосовые характеристики относятся к важнейшим факто­рам восприятия других, поскольку речевые оттенки влияют на смысл высказывания, сигнализируют об эмоциях, состоянии че­ловека, его уверенности или неуверенности и т.д. Поэтому наряду с вербальными и невербальными средствами коммуникации в общении используются и паравербалъные средствасовокуп­ность звуковых сигналов, которые сопровождают устную речь, привнося в нее дополнительные значения. Примером такого рода может служить интонация, сигнализирующая о вопросительном характере предложения, сарказме, отвращении, юморе и т.п. Иными словами, при паравербальной коммуникации определен­ная часть информации передается через голосовые оттенки, ко­торым в разных языках придается определенный смысл.

Хотя индивидуальные характеристики голоса не могут служить надежным показателем личных качеств человека, тем не менее, в процессе общения следует помнить о важной особенности вос­приятия человека по голосу. Слушатели склонны наделять более высокими достоинствами людей с более совершенно звучащей ре­чью (приятный тембр, интонации), приписывать им не только вы­сокие интеллектуальные и психологические качества (обаяние, интеллигентность, доброжелательность), но и значительно более высокие партнерские и деловые качества (компетентность, на­дежность, уверенность и др.).

С помощью голоса можно передавать основные эмоции — страх, гнев, радость, удивление и эмоциональные состояния — доброжела­тельность, тревожность, уверенность, заинтересованность. На­пример, эмоция печали выражается медленным нарастанием и спадом силы и высоты голоса, увеличенной длительностью сло­гов, падением силы и звонкости голоса. Быстрая речь вызывает представление о человеке активном, энергичном, а низкий глу­хой голос связывают с человеком целеустремленным, волевым, решительным и т.п.

Назначение паравербальной коммуникации заключается в том, чтобы вызвать у партнера соответствующие эмоции, ощуще­ния, переживания, которые необходимы для достижения опреде­ленных целей и намерений. Такие результаты обычно достигаются с помощью паравербальных средств общения, к которым относят­ся: просодика — темп речи, тембр, высота и громкость голоса; эк­стралингвистика — паузы, кашель, вздохи, смех и плач (т.е. звуки, которые мы воспроизводим с помощью голоса).

Средствами достижения эффективной коммуникации служат следующие характеристики человеческого голоса:

скорость речи, которая может быть очень медленной, немного замедленной, быстрой и очень быстрой. От скорости речи зави­сит степень восприятия говорящего партнерами по коммуни­кации. Оживленная, бойкая манера говорить, быстрый темп речи свидетельствуют об импульсивности собеседника, его уве­ренности в своих силах. Напротив, спокойная медленная мане­ра речи указывает на невозмутимость, рассудительность, хоро­шее настроение собеседника, богатство его чувств. Заметные колебания скорости речи обнаруживают недостаток уравнове­шенности, неуверенность, легкую возбудимость. Считается, что нормальная скорость речи человека составляет 140-150 слов в минуту;

Читайте также:  При каком кашле дают синекод детям

громкость речи, которая является выразителем чувств человека. По показателю громкости речь человека изменяется в диапазо­не от очень тихой до крика. Громкая речь обычно свидетельст­вует об искреннем побуждении либо кичливости и самодоволь­стве, а тихая указывает на сдержанность, скромность, такт или нехватку жизненной силы, слабость человека. Заметные изме­нения в громкости свидетельствуют об эмоциональности и вол­нении собеседника. Как показывает коммуникационная прак­тика, усилению эмоциональности речи в иных случаях способ­ствует отсутствие логических доводов. В обычной обстановке общения следует говорить с нормальной громкостью, посколь­ку спокойный и солидный голос снимает напряжение и про­буждает интерес к общению;

артикуляция. Ясное и четкое произношение слов свидетельст­вует о внутренней дисциплине говорящего, его потребности в ясности. Неясное, расплывчатое произношение говорит об уступчивости, неуверенности, вялости воли;

высота голоса. Голоса различаются и по способности оказывать влияние на других людей. Высота голоса зависит от возрастных, половых и индивидуально-личностных особенностей человека. У женщин и детей голосовые связки короче и тоньше, чем у мужчин, поэтому высота голоса у них выше примерно на окта­ву. Фальцет зачастую присущ человеку, у которого мышление и речь больше основываются на интеллекте. Грудной голос явля­ется признаком повышенной естественной эмоциональности. Высокий пронзительный голос является признаком страха и волнения;

режим речи. Ритмическое говорение означает богатство чувств, уравновешенность, хорошее настроение. Строго циклическое говорение указывает на сильное осознание переживаемого, на­пряжение воли, дисциплину, педантичность. Угловато-отры­вистая манера речи служит выражением трезвого, целесообраз­ного мышления.

Таким образом, паравербальная коммуникация основывает­ся на тональных и тембровых особенностях языка и их использо­вании в культуре. На этом основании можно выделять тихие и громкие культуры.

Например, в Европе американцев осуждают за их манеру го­ворить слишком громко. Эта их черта рождена тем обстоятельст­вом, что очень часто для общительных американцев не имеет зна­чения, слушают ли их речь или нет. Для них гораздо важнее пока­зать свою компетентность и открытость. В отличие от них англичане придерживаются совершенно другой точки зрения: они считают, что не следует вмешиваться не в свои дела. Поэтому у них особенно развита способность направлять свою речь прямо на нужного партнера и при этом учитывать не только уровень шума, но и расстояние.

Как ни парадоксально, весьма важную роль в коммуникации играет молчание. В разных культурах представление о том, сколь­ко молчания необходимо для адекватного общения, имеет свою национальную специфику.

Например, американцы не выносят длительных пауз и всегда пытаются заполнить их говорением. Поэтому, когда иностран­ные журналисты или бизнесмены едут в США, чтобы получить необходимую информацию, их инструктируют: делайте затяж­ные паузы — и американцы вам сами все расскажут.

В межкультурной коммуникации важное значение имеет ин­тонация речевого общения, которая зачастую определяет смысл и содержание передаваемой информации.

Например, в европейских языках значимая информация выделяется при помощи контрастного ударения. В южноазиатских языках, наоборот: новая информация сообщается тише, чем уже известная. В некоторых арабских и африканских культурах громкость говорения используется как средство регулирования смены ролей говорящий — слушающий. В европейских культурах громкое и одновременное говорение означает спор или ссору.

Культурноспецифические особенности паравербальной ком­муникации находят свое выражение и в скорости речи.

Например, финны говорят относительно медленно и с Длинными паузами. Эта языковая особенность создала им имидж людей, которые долго думают и неторопливо действуют. В куль­туре североамериканских индейцев нормальными считаются Паузы, длящиеся несколько минут в рамках одного речевого со­общения. Быстро говорящие культуры представляют носители Романских языков (французы, румыны, молдаване, цыгане), ко­торые практически не делают паузы между отрезками речи. По этому показателю немцы занимают среднее положение, но ско­рость речи выше в Берлине и ниже на севере Германии.

Еще одно средство паравербальной коммуникации — манера речи: в некоторых культурах говорят много, а в других — лаконич­но, немногословно. В ряде культур содержание сказанного часто имеет второстепенный характер.

Например, в языке и литературе арабов содержание и зна­чение сказанного не являются главными. Там предпочтение от­дается игре слов. Разные слова могут употребляться в одном и том же значении. Арабы очень любят выражать одну и ту же мысль разными словами.

Дата добавления: 2014-02-03; просмотров: 10697; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность… 11049 — | 7460 — или читать все…

Читайте также:

Источник