Мигание чихание кашель это какие рефлексы
Высшая нервная деятельность (ВНД)
Высшей нервной деятельностью (ВНД) называют сложный и взаимосвязанный набор нервных процессов, лежащих в основе поведения человека. ВНД обеспечивает максимальную приспособленность человека к условиям окружающей среды.
В основе ВНД лежат сложные электрические и химические процессы, происходящие в клетках коры больших полушарий головного мозга. Получая информацию через органы чувств, мозг обеспечивает взаимодействие организма с окружающей средой и поддерживает постоянство внутренней среды в организме.
В основе учения о высшей нервной деятельности лежат работы И. М. Сеченова — «Рефлексы головного мозга», И. П. Павлова (теория условных и безусловных рефлексов), П. К. Анохина (теория функциональных систем) и многочисленный ряд других работ.
Особенности высшей нервной деятельности человека:
- развитая психическая деятельность;
- речь;
- способность к абстрактно-логическому мышлению.
Начало созданию учения о высшей нервной деятельности было положено трудами великих русских учёных
И. М. Сеченова и И. П. Павлова.
Иван Михайлович Сеченов в книге «Рефлексы головного мозга» доказал, что рефлекс — это универсальная форма взаимодействия организма со средой, то есть рефлекторный характер имеют не только непроизвольные, но и произвольные, сознательные движения. Они начинаются с раздражения каких-либо органов чувств и продолжаются в мозге в виде определённых нервных явлений, приводящих к запуску поведенческих реакций.
Рефлекс — это ответная реакция организма на раздражение, происходящая при участии нервной системы.
И. М. Сеченов утверждал, что рефлексы головного мозга включают три звена:
- первое, начальное звено — это возбуждение в органах чувств, вызываемое внешними воздействиями.
- Второе, центральное звено — процессы возбуждения и торможения, протекающие в мозгу. На их основе возникают психические явления (ощущения, представления, чувства и т. д.).
- Третье, конечное звено — движения и действия человека, т. е. его поведение. Все эти звенья взаимосвязаны и обусловливают друг друга.
Сеченовым был сделан вывод, что мозг — это область непрерывной смены возбуждения и торможения. Два этих процесса постоянно взаимодействуют друг с другом, что приводит как к усилению, так и к ослаблению (задержке) рефлексов. Он также обратил внимание на существование врождённых рефлексов, которые достаются людям от предков, и приобретённых, которые возникают в течение жизни, являясь результатом обучения. Предположения и выводы И. М. Сеченова опережали своё время.
Продолжателем идей И. М. Сеченова стал И. П. Павлов.
Все рефлексы, возникающие в организме, Иван Петрович Павлов подразделил на безусловные и условные.
Безусловные рефлексы
Безусловные рефлексы наследуются потомством от родителей, сохраняются в течение всей жизни организма и воспроизводятся из поколения в поколение (постоянны). Они свойственны всем особям определённого вида, т. е. являются групповыми.
У безусловных рефлексов постоянные рефлекторные дуги, которые проходят через ствол головного мозга или через спинной мозг (для их осуществления необязательно участие коры больших полушарий головного мозга).
Различают пищевые, оборонительные, половые и ориентировочные безусловные рефлексы.
- Пищевые: отделение пищеварительных соков в ответ на раздражение рецепторов полости рта, глотание, сосательные движения у новорожденного.
- Оборонительные: отдёргивание руки, прикоснувшейся к горячему предмету или при болевом раздражении, кашель, чихание, мигание и др.
- Половые: с половыми рефлексами связан процесс размножения.
- Ориентировочный (его И. П. Павлов назвал рефлексом «что такое?») обеспечивает восприятие незнакомого раздражителя. Ориентировочный рефлекс появляется в ответ на новый раздражитель: человек настораживается, прислушивается, поворачивает голову, скашивает глаза, задумывается.
Благодаря безусловным рефлексам сохраняется целостность организма, поддерживается постоянство его внутренней среды и происходит размножение.
Сложная цепь безусловных рефлексов называется инстинктом.
Пример:
мать выкармливает и защищает своего ребёнка, птицы строят гнезда — это примеры инстинктов.
Условные рефлексы
Наряду с наследственными (безусловными) существуют рефлексы, которые приобретаются каждым человеком в течение жизни. Такие рефлексы индивидуальны, и для их формирования необходимы определённые условия, поэтому они были названы условными.
Условные рефлексы — рефлексы, которые приобретаются человеком в течение всей жизни.
У млекопитающих животных и человека дуги условных рефлексов проходят через кору больших полушарий головного мозга.
Каждый условный рефлекс — это результат определённого опыта, привычки.
Пример:
чтение, езда на автомобиле, выделение слюны при виде и запахе пищи — всё это примеры условных рефлексов.
Эти рефлексы могут исчезать.
Новые условные рефлексы формируются на основе старых условных рефлексов.
Источники:
Любимова З. В., Маринова К. В. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. — М.: Владос.
Лернер Г. И. Биология: Полный справочник для подготовки к ЕГЭ: АСТ, Астрель.
Источник
Кашель чихание мигание это какой рефлекс
С точки зрения рефлекторный теории, поведение — это совокупность рефлекторных ответов организма на раздражитель. Но современная нейрофизиология полагает, что природа поведения обусловлена более сложными механизмами, происходящими в мозге. Итак, сегодняшний пост посвящен древнейшей реакции — рефлексу.
На картинке представлен рисунок простейшей рефлекторный дуги. Справа — горизонтальный разрез спинного мозга. По афферентным волокнам импульс поступает от рецепторов (в данном случае кожных) в мозг, где сигнал интегрируется и уже по эфферентным, или эффекторным, нейронам направляется к рабочему органу (мышце).
И.П. Павлов — основоположник рефлекторный теории — выделял два типа рефлексов: условные и безусловные. Вторые являются более древними, простыми, врожденными. Они носят защитный характер.
Например, чихание, мигание, кашель, отдёргивание руки от горячей сковородки и т д.
Они в свою очередь подразделяются на простые (как раз приведенные выше) и сложные (инстинкты: половой, пищедобывательный, оборонительный).
Условные же рефлексы не являются врожденными, происходят с использованием высших отделов ЦНС. Они формируются в течение жизни и отвечают за второстепенные потребности.
Но в основе каждого условного рефлекса находится так называемое подкрепление в виде более важного, безусловного рефлекса. Это необходимо для механизма формирования УР, чтобы нервная система могла его «запомнить».
Вот уже более сложная рефлекторный дуга условного рефлекса:
Говоря о рефлексах, нельзя не вспомнить о многострадальных собаках Павлова. Зверушки послужили отличным материалом для изучения физиологии нервной системы. Расскажу о паре опытов.
Опыт 1. Чтобы проследить за работой желудочных и кишечных желез, Павлов производил следующую операцию. У собак делали отверстия в стенке живота и стенке желудка или кишечника. В эти отверстия вставляли металлическую трубочку, один конец которой выходил наружу.
После операции рана быстро заживала и трубочка оставалась в таком положении. При помощи фистул стало возможным получать пищеварительные соки и следить за их выделением во время пищеварения у здорового животного.
Вынимая пробку, закрывающую отверстие трубочки, можно получать пищевую кашицу из желудка или кишок, а следовательно, наблюдать за изменением в них пищи под действием пищеварительных соков.
Опыт показал, что желудочный сок, как и слюна, выделяются не только во время акта жевания, но еще и на стадии реагирования на запах и вид пищи. Этот сок Павлов назвал «запальным». В те времена сок, выделившийся в пустом желудке собирали и использовали для лечения людей с заболеваниями ЖКТ (нарушением выработки ферментов).
Опыт 2. Теперь перед каждым кормлением в камере животного загоралась специальная лампочка. После светового сигнала животному подавалась пища.
После нескольких повторений у собаки сформировался условный рефлекс на лампочку. Теперь, когда она загоралась, из пасти начинала течь слюна, а желудок выделял сок.
На картинке нарисован звонок, но это не имеет значения, какой условный раздражитель применить.
А это архивная фотография Павлова с его учениками:
Спасибо за внимание, надеюсь, вам было интересно:)
источник
Задание на «5» баллов по теме:
«Нервная система»
1. Вставьте пропущенные слова: Спинной и. мозг образуют. нервную систему, а нервы, нервные. и нервные окончания – . нервную систему. Белое вещество спинного мозга содержит нервные. связывающие нейроны. мозга и нейроны. мозга. В спинном мозге находятся центры многих. он также передает импульсы от органов к. мозгу и обратно, то есть выполняет. функцию.
Серое вещество спинного мозга имеет вид. в центре его расположен. канал, заполненный. жидкостью.
3. Белое вещество мозга образовано: А. Аксонами Б. Дендритами В. Телами нейронов 4. Нейроны, проводящие импульсы от ЦНС к рабочим органам, называются: A. Чувствительные Б. Вставочные B. Двигательные 5. Некоторые люди с повреждениями спинного мозга при параличе туловища и конечностей сохраняют жизнеспособность и умственную активность. Как вы это можете объяснить? 6.
Новорожденный крепко захватывает любой предмет, попадающий в его руки. В чем значение этого рефлекса? Что с ним происходит в дальнейшем? 7. Какие важные функции выполняет спинной мозг? 8. На приеме у невропатолога врач постукивает молоточком по колену пациента. Для чего он это делает? 9. Выберите примеры условных рефлексов. A.
Ребенок при виде бутылочки с молоком чмокает губами. Б. Внезапно зазвонил телефон, и вы протягиваете руку. B. Моментальное отдергивание руки от горячей сковороды. Г. Если человек выходит из темноты на яркий свет, он зажмуривается. Д. При попадании лимона в рот выделяется слюна. Е. В случае резкого запаха человек чихает. 10. Мигание, чихание, кашель – это примеры рефлексов: A.
Условных Б. Приобретенных B. Безусловных 11. На праздник вы надели новое платье (костюм), но вечер был испорчен неприятным событием, надевать в следующий раз этот наряд было очень тяжело, и вскоре вы убрали его подальше. В чем причина этой ситуации? 12.
Лежат важные центры, участвующие в регуляции дыхания, деятельности сердца и сосудов в: А) продолговатый мозг Б) промежуточный мозг В) мост 13. Какой отдел головного мозга помогает ориентироваться во внешней среде? 14. Самый маленький отдел головного мозга: А) продолговатый мозг Б) промежуточный мозг В) мозжечок 15.
Скорость проведения возбуждения по нервным волокнам резко возрастает от рыб к млекопитающим и человеку. Какое это имеет значение? 16.Находятся центры, связанные с мимикой, жевательными функциями в: А) продолговатый мозг Б) промежуточный мозг В) мост 17. Обеспечивает изменение величины зрачка: А) продолговатый мозг Б) промежуточный мозг В) средний мозг 18.
Принимает участие в координации движений: А) продолговатый мозг Б) промежуточный мозг В) мозжечок 19. Выберите примеры безусловных рефлексов. A. Ребенок при виде бутылочки с молоком чмокает губами. Б. Внезапно зазвонил телефон, и вы протягиваете руку. B. Моментальное отдергивание руки от горячей сковороды. Г. Если человек выходит из темноты на яркий свет, он зажмуривается. Д.
При попадании лимона в рот выделяется слюна. Е. В случае резкого запаха человек чихает. 20. Какой отдел головного мозга связан с жизненно важными функциями? 21. Средняя масса головного мозга взрослого человека составляет: А) меньше 950 г Б) 950-1100 г В) 1100-2000 г.
источник
Безусловный рефлекс — это. Значение безусловного рефлекса. Безусловные и условные рефлексы
Рефлексом называют ответную реакцию организма на внутреннее или внешнее раздражение, осуществляемую и контролируемую центральной нервной системой. Первыми учеными, которые развили представления о поведении человека, до этого являвшиеся загадкой, стали наши соотечественники И.П. Павлов и И.М. Сеченов.
Что такое безусловные рефлексы?
Безусловный рефлекс – это врожденная, наследуемая потомством от родителей стереотипная реакция организма на воздействие внутренней или окружающей среды. Он сохраняется у человека в течение всей его жизни.
Рефлекторные дуги проходят через головной и спинной мозг, кора больших полушарий не принимает участия в их образовании.
Значение безусловного рефлекса в том, что он обеспечивает приспособление организма человека непосредственно к тем изменениям среды, которые часто сопровождали многие поколения его предков.
Какие рефлексы относятся к безусловным?
Безусловный рефлекс – это основная форма деятельности нервной системы, автоматическая реакция на раздражитель. А поскольку на человека воздействуют различные факторы, то и рефлексы бывают разные: пищевой, оборонительный, ориентировочный, половой. К пищевым относятся слюноотделение, глотание и сосание.
Оборонительными выступают кашель, мигание, чихание, отдергивание конечностей от горячих предметов. Ориентировочными реакциями можно назвать повороты головы, скашивание глаз. К половым относятся инстинкты, связанные с воспроизведением, а также уходом за потомством.
Значение безусловного рефлекса заключается в том, что он обеспечивает сохранение целостности организма, поддерживает постоянство внутренней среды. Благодаря ему происходит размножение. Даже у новорожденных детей можно наблюдать элементарный безусловный рефлекс — это сосание. Кстати, он является наиболее важным.
Раздражителем в данном случае выступает прикосновение к губам какого-либо предмета (соски, груди матери, игрушки или пальца). Другой важный безусловный рефлекс — это мигание, возникающее в том случае, когда постороннее тело приблизится к глазу либо коснется роговицы. Такая реакция относится к защитной или оборонительной группе.
Также у детей наблюдается сужение зрачков, например, при воздействии сильного света. Однако наиболее ярко признаки безусловных рефлексов проявляются у различных животных.
Источник: //ckiom.ru/kashel/kashel-chihanie-miganie-eto-kakoy-refleks/
Объясните рефлекторный механизм чихания и кашля. Какое значение имеют эти рефлексы?
Помогите ответить на это: 1. строение электронных оболочек атомов азота. завершенные и незавершенные энергетические уровни атомов химического элемента. 2. структура периодической системы химических элементов д.и.менделеева. общие закономерности в изменении свойств химических элементов в периодах (малых) и группах их объяснение на основе строения атомов.
Помогите ответить на это: 1. строение электронных оболочек атомов азота. завершенные и незавершенные энергетические уровни атомов химического элемента. 2. структура периодической системы химических элементов д.и.менделеева. общие закономерности в изменении свойств химических элементов в периодах (малых) и группах их объяснение на основе строения атомов.
Page 3
Помогите ответить на это: 1. строение электронных оболочек атомов азота. завершенные и незавершенные энергетические уровни атомов химического элемента. 2. структура периодической системы химических элементов д.и.менделеева. общие закономерности в изменении свойств химических элементов в периодах (малых) и группах их объяснение на основе строения атомов.
Page 4
Помогите ответить на это: 1. строение электронных оболочек атомов азота. завершенные и незавершенные энергетические уровни атомов химического элемента. 2. структура периодической системы химических элементов д.и.менделеева. общие закономерности в изменении свойств химических элементов в периодах (малых) и группах их объяснение на основе строения атомов.
Page 5
Помогите ответить на это: 1. строение электронных оболочек атомов азота. завершенные и незавершенные энергетические уровни атомов химического элемента. 2. структура периодической системы химических элементов д.и.менделеева. общие закономерности в изменении свойств химических элементов в периодах (малых) и группах их объяснение на основе строения атомов.
Page 6
Помогите ответить на это: 1. строение электронных оболочек атомов азота. завершенные и незавершенные энергетические уровни атомов химического элемента. 2. структура периодической системы химических элементов д.и.менделеева. общие закономерности в изменении свойств химических элементов в периодах (малых) и группах их объяснение на основе строения атомов.
Page 7
Помогите ответить на это: 1. строение электронных оболочек атомов азота. завершенные и незавершенные энергетические уровни атомов химического элемента. 2. структура периодической системы химических элементов д.и.менделеева. общие закономерности в изменении свойств химических элементов в периодах (малых) и группах их объяснение на основе строения атомов.
Page 8
Помогите ответить на это: 1. строение электронных оболочек атомов азота. завершенные и незавершенные энергетические уровни атомов химического элемента. 2. структура периодической системы химических элементов д.и.менделеева. общие закономерности в изменении свойств химических элементов в периодах (малых) и группах их объяснение на основе строения атомов.
Page 9
Помогите ответить на это: 1. строение электронных оболочек атомов азота. завершенные и незавершенные энергетические уровни атомов химического элемента. 2. структура периодической системы химических элементов д.и.менделеева. общие закономерности в изменении свойств химических элементов в периодах (малых) и группах их объяснение на основе строения атомов.
Page 10
Помогите ответить на это: 1. строение электронных оболочек атомов азота. завершенные и незавершенные энергетические уровни атомов химического элемента. 2. структура периодической системы химических элементов д.и.менделеева. общие закономерности в изменении свойств химических элементов в периодах (малых) и группах их объяснение на основе строения атомов.
Page 11
Помогите ответить на это: 1. строение электронных оболочек атомов азота. завершенные и незавершенные энергетические уровни атомов химического элемента. 2. структура периодической системы химических элементов д.и.менделеева. общие закономерности в изменении свойств химических элементов в периодах (малых) и группах их объяснение на основе строения атомов.
Page 12
Помогите ответить на это: 1. строение электронных оболочек атомов азота. завершенные и незавершенные энергетические уровни атомов химического элемента. 2. структура периодической системы химических элементов д.и.менделеева. общие закономерности в изменении свойств химических элементов в периодах (малых) и группах их объяснение на основе строения атомов.
Page 13
Помогите ответить на это: 1. строение электронных оболочек атомов азота. завершенные и незавершенные энергетические уровни атомов химического элемента. 2. структура периодической системы химических элементов д.и.менделеева. общие закономерности в изменении свойств химических элементов в периодах (малых) и группах их объяснение на основе строения атомов.
Page 14
Помогите ответить на это: 1. строение электронных оболочек атомов азота. завершенные и незавершенные энергетические уровни атомов химического элемента. 2. структура периодической системы химических элементов д.и.менделеева. общие закономерности в изменении свойств химических элементов в периодах (малых) и группах их объяснение на основе строения атомов.
Page 15
Помогите ответить на это: 1. строение электронных оболочек атомов азота. завершенные и незавершенные энергетические уровни атомов химического элемента. 2. структура периодической системы химических элементов д.и.менделеева. общие закономерности в изменении свойств химических элементов в периодах (малых) и группах их объяснение на основе строения атомов.
Page 16
Помогите ответить на это: 1. строение электронных оболочек атомов азота. завершенные и незавершенные энергетические уровни атомов химического элемента. 2. структура периодической системы химических элементов д.и.менделеева. общие закономерности в изменении свойств химических элементов в периодах (малых) и группах их объяснение на основе строения атомов.
Page 17
Помогите ответить на это: 1. строение электронных оболочек атомов азота. завершенные и незавершенные энергетические уровни атомов химического элемента. 2. структура периодической системы химических элементов д.и.менделеева. общие закономерности в изменении свойств химических элементов в периодах (малых) и группах их объяснение на основе строения атомов.
Page 18
Помогите ответить на это: 1. строение электронных оболочек атомов азота. завершенные и незавершенные энергетические уровни атомов химического элемента. 2. структура периодической системы химических элементов д.и.менделеева. общие закономерности в изменении свойств химических элементов в периодах (малых) и группах их объяснение на основе строения атомов.
Page 19
Помогите ответить на это: 1. строение электронных оболочек атомов азота. завершенные и незавершенные энергетические уровни атомов химического элемента. 2. структура периодической системы химических элементов д.и.менделеева. общие закономерности в изменении свойств химических элементов в периодах (малых) и группах их объяснение на основе строения атомов.
Помогите ответить на это: 1. строение электронных оболочек атомов азота. завершенные и незавершенные энергетические уровни атомов химического элемента. 2. структура периодической системы химических элементов д.и.менделеева. общие закономерности в изменении свойств химических элементов в периодах (малых) и группах их объяснение на основе строения атомов.
1
Помогите ответить на это: 1. строение электронных оболочек атомов азота. завершенные и незавершенные энергетические уровни атомов химического элемента. 2. структура периодической системы химических элементов д.и.менделеева. общие закономерности в изменении свойств химических элементов в периодах (малых) и группах их объяснение на основе строения атомов.
2
Помогите ответить на это: 1. строение электронных оболочек атомов азота. завершенные и незавершенные энергетические уровни атомов химического элемента. 2. структура периодической системы химических элементов д.и.менделеева. общие закономерности в изменении свойств химических элементов в периодах (малых) и группах их объяснение на основе строения атомов.
3
Помогите ответить на это: 1. строение электронных оболочек атомов азота. завершенные и незавершенные энергетические уровни атомов химического элемента. 2. структура периодической системы химических элементов д.и.менделеева. общие закономерности в изменении свойств химических элементов в периодах (малых) и группах их объяснение на основе строения атомов.
4
Помогите ответить на это: 1. строение электронных оболочек атомов азота. завершенные и незавершенные энергетические уровни атомов химического элемента. 2. структура периодической системы химических элементов д.и.менделеева. общие закономерности в изменении свойств химических элементов в периодах (малых) и группах их объяснение на основе строения атомов.
5
Помогите ответить на это: 1. строение электронных оболочек атомов азота. завершенные и незавершенные энергетические уровни атомов химического элемента. 2. структура периодической системы химических элементов д.и.менделеева. общие закономерности в изменении свойств химических элементов в периодах (малых) и группах их объяснение на основе строения атомов.
6
Помогите ответить на это: 1. строение электронных оболочек атомов азота. завершенные и незавершенные энергетические уровни атомов химического элемента. 2. структура периодической системы химических элементов д.и.менделеева. общие закономерности в изменении свойств химических элементов в периодах (малых) и группах их объяснение на основе строения атомов.
Источник: //znanija.site/biologiya/10709530.html
Источник