Техника кашля для пациентов памятка
Показания: проводится при всех заболеваниях, сопровождающихся усиленным кашлемПротивопоказания: нет.
Оснащение: плевательница,2 полотенца
Алгоритм выполнения процедуры
1. Подготовка к процедуре | Обоснование и ссылки* /зачем и почему так делаем/ |
1.1. Идентифицировать пациента, представиться, объяснить ход и цель процедуры. Убедиться в наличии у пациента информированного согласия на предстоящую процедуру обучение технике кашля. В случае отсутствия такового уточнить дальнейшие действия у врача. 1.2. Подготовить все необходимое для процедуры, обеспечить пациенту условия конфиденциальности. 1.3. Создать определенный микроклимат в помещении, где находится пациент: проветривание, влажная уборка помещений, увлажнение воздуха в помещении. | Обеспечение права пациента на информацию. Обеспечение сотрудничества с пациентом, осознанного участия в процедуре. |
2. Последовательность выполнения процедуры | Обоснование и ссылки* /зачем и почему так делаем/ |
2.1. Придать удобное положение, сидя или с приподнятым головным концом, обеспечить плевательницей, оказать психологическую помощь, обучить гигиене кашля (иметь при себе полотенце, при кашле закрывать рот полотенцем или платком). 2.2. Занять одно из дренажных положений с активным форсированным дыханием и откашливанием мокроты на выдохе. 2.3. Сделать медленный глубокий вдох. 2.4. Задержать дыхание на 2-3 секунды. 2.5. Открыть рот и откашляться во время выдоха через плотно сомкнутые губы или ртом, прикрытым полотенцем или платком, чтобы мокрота выделялась через как можно шире открытые дыхательные пути. Если кашель производится через узкие дыхательные пути, то прерывается эвакуация выделяемой мокроты. 2.6. Между отдельными фазами с задержкой воздуха дышать поверхностно, сосредотачивая при этом внимание на дыхательных движениях; — сначала медленно вдохнуть, чтобы расширить дыхательные пути, затем задержать воздух и после этого делать короткие вдох и выдох; — подавлять кашлевой позыв; — выпить тёплое или, наоборот, холодное питьё; — осуществлять сопротивление дыханию со сжатыми губами. 2.7. Откашливать мокроту в плевательницу, не задевая её краёв. Сразу закрывать крышкой. Заранее готовить сменную плевательницу. | Обеспечивается достоверность результата и осознанное участие пациента в процедуре. Осознанное участие пациента в процедуре. |
Собирать отделяемое в индивидуальную плевательницу с последующей дезинфекцией. | |
3. Окончание процедуры | Обоснование и ссылки* /зачем и почему так делаем/ |
3.1. Обработать руки гигиеническим способом, осушить. 3.2. Отдать наполненную плевательницу медсестре, которая осуществляет контроль над количеством и качественными характеристиками мокроты. 3.3. Сделать соответствующую запись о выполнения услуги в медицинскую документацию. | Обеспечение инфекционной безопасности Обеспечение преемственности в работе |
Вероятные осложнения /при выполнении процедуры или после ее завершения/ /при необходимости/ | |
Нет | |
Особая информация/охрана труда, проф. вредности и др./ /при необходимости/ | |
Дренажное положение назначается врачом, а выполняется под наблюдением и выполнением сестры. Сестра обязана объяснить пациенту важность такого положения. |
Алгоритм разработан на основе нормативных документов:
• Номенклатуры медицинских услуг (Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, 2011г.)
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 г. № 58 «Санитарно-эпидемические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» СанПиН 2.1.3.2630-10.
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 г. № 163 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» СанПиН 2.1.7.2790-10.
ИЗМЕРЕНИЕ МАССЫ ТЕЛА ПАЦИЕНТА (ВЗРОСЛОГО)
По номенклатуре — А02.01.001 измерение массы тела)
Показания:с диагностической целью.
Противопоказания: нет.
Оснащение:
Медицинские весы любой модификации с диапазоном измерений, соответствующим возрастным характеристикам пациента, разрешенные к медицинскому применению в РФ и поверенные.
Салфетка однократного применения (бумажная).
Емкости для дезинфекции.
Непромокаемый пакет/контейнер для утилизации отходов класса Б.
Дезинфицирующее средство.
Антисептик для обработки рук.
Перчатки нестерильные.
Температурный лист. Ручка.
Источник
Кашель — это защитный рефлекс организма, который обеспечивает проходимость дыхательных путей.
Механизм кашля следующий:
- Инородный агент попадает в дыхательные пути
- Уменьшается респираторный просвет
- Раздражается кашлевой рецептор
- Возникает кашель
Кашель обычно является непроизвольной реакцией организма, но может вызываться и принудительно.
Чаще всего причиной кашля является простуда или вирусная инфекция.
Кашель при простуде можно разделить на три этапа:
- 2-3 дня – сухой, непродуктивный кашель без откашливания
- до 14 дней – острый бронхит, кашель с отделением мокроты и слизи
- до 8 недель – легкий кашель, покашливание
Каким бывает кашель
Кашель бывает продуктивным и непродуктивным.
Продуктивный – это влажный кашель, при котором выделяемая слизь легко откашливается. Вместе с выделяемой слизью из организма выводятся патогены. Поэтому продуктивный кашель нельзя подавлять.
Непродуктивный – это сухой кашель. При таком кашле вы чувствуете сильное раздражение в горле, сухие позывы к кашлю, но откашливание не происходит. Такой кашель необходимо перевести в продуктивный.
Важно знать, что любой вид кашля – это причина для беспокойства, поскольку кашель – это не сама болезнь, а симптом болезни. Если вы кашляете, необходимо обратиться к доктору для постановки диагноза и назначения правильного лечения.
Как правильно кашлять, если у вас продуктивный влажный кашель
Продуктивный кашель характеризуется откашливанием мокроты, слизи. Его нельзя подавлять противокашлевыми препаратами, которые блокируют кашлевой рефлекс и таким образом препятствуют откашливанию. Слизь должна беспрепятственно выходить из дыхательной системы, таким образом очищая ее.
При продуктивном кашле:
Когда вы почувствовали, что слизь поднялась высоко к горлу, сделайте короткий глубокий вдох на 2-3 секунды. Это приведет к сокращению мышц гортани и повышению тонуса бронхиальной мускулатуры. Затем брюшные мышцы рефлекторно сокращаются и происходит форсированный выдох. Вместе с ним отделяется и выходит слизь.
Не сжимайте плотно губы – это препятствует выходу мокроты.
Для того, чтобы облегчить продуктивный кашель рекомендуется выполнять упражнение «Кучер»:
- Сядьте на стул
- Поставьте ноги на ширину плеч
- Слегка наклонитесь вперед
- Держите спину прямо
- Обопритесь локтями на колени
- Кисти рук направлены вперед
- Шея расслаблена
- Сделайте 10 глубоких вдохов через нос
Как правильно кашлять, если у вас непродуктивный сухой кашель
Непродуктивный сухой кашель часто вызывает мучительные сокращения диафрагмы без откашливания. Он может сопровождаться щекоткой в горле и сильным першением. Это объясняется воспалением слизистой оболочки дыхательных путей.
Чтобы облегчить сухой кашель следуйте таким рекомендациям:
- Пейте много воды.
- Дышите часто, неглубоко. Глубокие вдохи провоцируют кашлевой рефлекс.
- Глотайте слюну задерживая дыхание, в несколько приемов.
Для того, чтобы облегчить непродуктивный кашель рекомендуется выполнять упражнение «Стена»:
- Подойдите к стене на расстояние примерно 30 см.
- Одну ногу выдвиньте вперед, слегка согните в колене
- Поднимите руки вверх, согните в локтях
- Обопритесь руками о стену
- Голову положите на руки
- Держите спину прямо
- Сделайте 10 глубоких вдохов через нос
Также при сухом кашле вы можете попробовать упражнение «Наездник»:
- Сядьте лицом к спинке стула
- Руки согните в локтях, положите на спинку стула
- Слегка наклонитесь вперед, спину держите прямо
- Положите голову на руки
- Сделайте 10 глубоких вдохов через нос
Чем лечить кашель
При влажном кашле рекомендуются муколитические препараты, которые способствуют откашливанию и отхождению мокроты. При влажном кашле использование противокашлевых препаратов, останавливающих кашель, запрещено.
При сухом кашле также рекомендуются средства, которые способствуют отделению мокроты. Такие средства переводят непродуктивный кашель в продуктивный и способствуют скорейшему выздоровлению. Применение средств, подавляющих кашель, может быть показано при сухом частом кашле, приводящем к рвоте, нарушению сна и аппетита.
Большинство пациентов в нашей стране предпочитают растительные препараты от кашля. Такие препараты хорошо переносятся в целом.
Среди фито препаратов от кашля можно выделить Проспан – растительный препарат на основе стандартизированного экстракта плюща Е.А. 575®. Проспан растворяет слизь, уменьшает ее вязкость и способствует откашливанию, а также снимает спазм мускулатуры бронхов и воспаление, что облегчает дыхание во время кашля. Проспан доступен в пяти формах для всех возрастов.
Для детей – сироп от кашля Проспан. Сироп Проспан не содержит спирта, красителей и сахара, не имеет взаимодействия с другими лекарствами. Сироп Проспан разрешен к применению детям с рождения.
В 2002 году было проведено исследование безопасности и эффективности Проспан, в котором приняло участие 52478 детей от 0 до 12 лет. Это самое масштабное исследование сиропа от кашля для детей, доказывающее его безопасность.
Для школьников отлично подойдет раствор Проспан в стиках по 5 мл. Такой стик удобно взять с собой в школу. Раствор от кашля Проспан облегчает кашель, не угнетая кашлевой центр в головном мозге. Раствор Проспан не имеет противопоказаний и разрешен к применению с 6 лет.
Мужчинам понравятся шипучие таблетки от кашля Проспан. Таблетка растворяется в стакане воды и принимается 2 раза в день – утром и вечером. Это очень удобно для мужчин, поскольку не требует дневного приема. Кроме того, таблетка может быть растворена как в теплой, так и в холодной воде. Проспан можно применять одновременно с антибиотиками без негативного влияния на лечение. Также важным является то, что Проспан не влияет на возможность управлять сложными механизмами или автомобилем.
Женщины, без сомнения, оценят новую форму Проспан – пастилки от кашля. Все преимущества этой формы вы сможете оценить на личном опыте.
Интересной формой Проспан являются капли от кашля. Их можно применять как внутрь, так и использовать в качестве ингаляций. В 1 мл капель Проспан содержится 20 мг сухого экстракта листьев плюща. Такая концентрация обеспечивает более быстрое наступление влажного кашля. Проспан капли можно рекомендовать часто болеющим детям с аллергическими заболеваниями.
Все формы Проспан доступны в аптеках, и вы сможете выбрать удобную для себя. Несмотря на то, что Проспан отпускается без рецепта, перед его применением обязательно ознакомьтесь с инструкцией и проконсультируйтесь с доктором.
Болейте со вкусом и выздоравливайте быстро!
На правах рекламы.
Источник
ТОП 10:
Цель:лечебная, учебная.
Показания:назначение врача.
ПК 2.1, ОК 8, ОК 1
№ | Алгоритм действия | Исходный балл | Полученный балл |
Оснащение | |||
1. | теплое или холодное питье | ||
Подготовка к процедуре | |||
2. | Пациентам, склонным к неэффективному кашлю, рекомендуется либо самим, либо вместе с инструктором по лечебной физкультуре провести следующие мероприятия | ||
3. | Выполнение процедуры | ||
4. | сглотнуть слюну | ||
5. | вдохнуть, как бы принюхиваясь | ||
6. | задержать воздух(закрыть нос и рот) | ||
7. | между отдельными фазами с задержкой воздуха, дальше дышать поверхностно, сосредотачивая при этом внимание на дыхательных движениях | ||
8. | сначала медленно вдохнуть, (что бы расширить дыхательные пути) затем задержать воздух и лишь после этого делать короткий вдох и выдох | ||
попить теплое или, наоборот, холодное | |||
9. | положение: голова выше уровня туловища, попробовать исходные положения, облегчающие дыхание | ||
10. | Окончание процедуры | ||
дозированное сопротивление дыханию со сжатыми губами, успокаивающее поглаживание по спине | |||
захват, разминание кожи проводится либо самостоятельно, либо помощником | |||
Всего: |
Критерии оценки:
0 – 6 – «2» оцениваемые компетенции не сформированы
7 – 8 – «3» соответствует низкому уровню сформированности оцениваемых компетенций
9 – 10 – «4» соответствует среднему уровню сформированности оцениваемых компетенций
11 – 12 – «5» соответствует высокому уровню сформированности оцениваемых компетенций
Обучение пациента дренажным положениям.
Цель:лечебная, учебная, обеспечить отделение мокроты, меняя положение тела пациента в постели.
Показания:назначение врача.
Оснащение:постель.
ПК 2.1, ОК 8, ОК 1,ПК 2.3
Постуральный дренаж.
№ | Алгоритм действия | Исходный балл | Полученный балл |
Выполнение процедуры | |||
1. | Этот метод заключается в том, что больной принимает такое положение, при котором зона поражения легких находится выше места разветвления трахеи на два главных бронха | ||
2. | При таком положении тела мокрота продвигается под воздействием силы тяжести к главным бронхам и быстро (со скоростью 1-2,5 см в минуту) достигает места разветвления трахеи (или, можно сказать, слияния главных бронхов в трахею), а именно в этом месте отмечается наиболее высокая чувствительность кашлевого рефлекса | ||
3. | В результате возникает непроизвольный рефлекторный кашель, и мокрота выводится из дыхательных путей. Общая продолжительность постурального дренажа составляет не менее 20—30 минут | ||
4. | Для дренажа нижних отделов легких надо лечь на живот или на спину на наклонную плоскость (специальную кушетку или столик), установленную под углом 30-45° к полу | ||
5. | Можно лечь на обычную кровать, свесив туловище и голову примерно под тем же углом. Угол, собственно, может быть и больше 45°, если позволяет общее состояние. Идеальное положение — это положение «перочинного ножа» | ||
6. | Из дыхательных упражнений выполняется глубокое диафрагмальное дыхание. Чтобы увеличить давление на органы брюшной полости, на верхний отдел живота можно положить мешочек с песком или солью весом 1-3 кг либо использовать эластичный пояс | ||
7. | Сам больной или помощник может ритмично (в соответствии с фазами дыхания) надавливать руками на нижние отделы грудной клетки | ||
8. | Дренаж средней доли легкого проводят в положении полулежа на левом боку с опущенной вниз головой, слегка откинувшись назад. Идеальное положение на спине с прижатыми к груди ногами и запрокинутой назад головой | ||
9. | Для дренажа верхних долей легких эффективны положения сидя, осо бенно на низкой скамейке, и стоя. В этих положениях выполняют круговые движения руками, согнутыми в локтях | ||
10. | Дренированию верхних отделов легких способствует и такое положение, когда человек, лежа на спине на кровати с опущенным изголовьем, поочередно подкладывает подушку под правый и левый бок | ||
11. | Есть и другие положения тела, способствующие отхождению мокроты. Каждый раз, меняя положение, больной вначале делает 4-5 глубоких медленных вдохов и выдохов, вдыхая воздух через нос, а выдыхая через сжатые зубы, а затем — после медленного глубокого вдоха — 3-4 раза неглубоко покашливает. Процедура повторяется 4-5 раз в каждом положении | ||
12. | Обязательное условие для отделения мокроты во время процедуры постурального дренажа — удлиненный форсированный выдох | ||
13. | Это необходимо для того, чтобы создать мощный воздушный поток, который «увлекает за собой» бронхиальный секрет | ||
14. | Постуральный дренаж должен быть прерван, если во время процедуры возникает значительная одышка или удушье | ||
Всего: |
Критерии оценки:
0 – 14 – «2» оцениваемые компетенции не сформированы
15 – 17 – «3» соответствует низкому уровню сформированности оцениваемых компетенций
18 – 19 – «4»соответствует среднему уровню сформированности оцениваемых компетенций
20 – 21 – «5»соответствует высокому уровню сформированности оцениваемых компетенций
Позиционный дренаж.
№ | Алгоритм действий | Исходный балл | Полученный балл |
Подготовка к процедуре | |||
1. | Объяснить пациенту смысл создания дренажного положения в постели | ||
2. | Получить согласие пациента на процедуру | ||
3. | Приготовить плевательницу | ||
Выполнение процедуры | |||
4. | Положение 1: создать положение Квинке | ||
5. | Положение 2: уложить пациента в постель на щит | ||
6. | Объяснить пациенту, что необходимо поворачивать туловище вокруг своей оси после появления кашля и отхождения мокроты | ||
7. | Наблюдать за состоянием пациента в постели; | ||
8. | Повторить процедуру 3-5 раз с перерыном 10-15 минут | ||
Положение 3: | |||
9. | Уложить пациента на правый бок | ||
10. | Опустить голову и руку ниже уровня кровати. | ||
11. | Наблюдать за состоянием пациента в постели. | ||
12. | Повторить процедуру с положением наловом боку. | ||
Положение 4: | |||
13. | Предложить пациенту создать коленно-локтевое положение | ||
14. | Наблюдать за состоянием пациента в постели; | ||
Окончание процедуры | |||
15. | Придать пациенту обычное (удобное) положение в постели. | ||
16. | Провести дезинфекцию мокроты и плевательницы. | ||
17. | Сделать запись о выполнении процедуры и реакции пациента на процедуру. | ||
Всего: |
Критерии оценки:
0 – 14 – «2» оцениваемые компетенции не сформированы
15 – 17 – «3» соответствует низкому уровню сформированности оцениваемых компетенций
18 – 19 – «4» соответствует среднему уровню сформированности оцениваемых компетенций
20 – 21 – «5»соответствует высокому уровню сформированности оцениваемых компетенций
Дренажное положение Квинке.
№ | Алгоритм действий | Исходный балл | Полученный балл |
Подготовка к процедуре | |||
1. | Объяснить пациенту смысл создания дренажного положения в постели | ||
2. | Получить согласие пациента | ||
3. | Приготовить плевательницу | ||
Выполнение процедуры | |||
4. | Поднять ножной конец кровати на 20 — 30 см выше уровня пола | ||
5. | Наблюдать за состоянием пациента в постели | ||
6. | Повторить процедуру несколько раз с перерывом 10 — 15 минут | ||
Окончание процедуры | |||
7. | Придать кровати обычное положение | ||
Всего: |
Критерии оценки:
0 – 6 – «2» оцениваемые компетенции не сформированы
7 – 8 – «3»соответствует низкому уровню сформированности оцениваемых компетенций
9 – 10 – «4» соответствует среднему уровню сформированности оцениваемых компетенций
11 – 12 – «5» соответствует высокому уровню сформированности оцениваемых компетенций
Источник