У больного тихий сухой кашель сопровождающийся болезненной гримасой
Лихорадка — это повышение температуры тела возникающая как защитно-приспособительная реакция организма, выработанная им в процессе эволюционного развития в ответ на патогенные раздражители.
СТЕПЕНЬ ПОДЪЕМА ТЕМПЕРАТУРЫ
субнормальная | 35-36 °С |
нормальная | 36-37 °С |
субфебриальная | 37-38 °С |
умеренная | 38-39 °С |
высокая (пиретическая) | 39-41 °С |
чрезмерная | 41°С |
ТИПЫ ТЕМПЕРАТУРНЫХ КРИВЫХ
Приложение 4
ОБСЛЕДОВАНИЕ БОЛЬНЫХ
С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ
Жалобы больного:
Ø Кашель
Ø Выделение мокроты
Ø Кровохарканье
Ø Одышка
Ø Приступы удушья
Ø Боль в грудной клетке
Ø Повышенная температура тела
Анамнез болезни:
Ø Причины
Ø Начало
Ø Динамика
Ø Длительность
Ø Данные проводившегося исследования
Ø Проводившееся лечение
Анамнез жизни:
Ø Факторы риска
Ø Переохлаждение
Ø Условия труда
Ø Профессия
Ø Вредные привычки
Ø Аллергический анамнез
Ø Наследственность
НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ БОЛЬНОГО
ОСМОТР | ПАЛЬПАЦИЯ | ПЕРКУССИЯ | АУСКУЛЬТАЦИЯ |
Ø Положение в постели Ø Цианоз лица Ø Одышка Ø «Удушье» Ø Форма пальцев и ногтей кистей Ø Форма грудной клетки | Ø Голосовое дрожание Ø Болезненность | Ø Границы легких Ø Подвижность краев легких Ø Изменение перкуторного звука | Ø Характер дыхания Ø Бронхофония Ø Хрипы Ø Крепитация Ø Шум трения плевры |
БЛОК-СХЕМА
«ОБСЛЕДОВАНИЕ ОГАНОВ ДЫХАНИЯ»
Приложение 5а
ЭТАЛОН БЛОК – СХЕМЫ
1. ЖАЛОБЫ | К – кашель У– удушье Б – боль О – одышка К – кровохарканье Т – температура повышения М – мокрота А – аппетит снижен | |
2. ОСМОТР | П – положение в постели Ц – цианоз лица О – одышка, удушье ФГТ – форма грудной клетки: Н – нормостеноческая А – астеническая Г – гиперстеническая Тип дыхания: грудной, брюшной, смешанный Патологическое дыхание: 1. Грокка 2. Чейна-Стокса 3. Биота 4. Куссмауля | |
3. ПАЛЬПАЦИЯ | Б – болезненность Э – эластичность Г – голосовое дрожание | |
4. ПЕРКУССИЯ | З – звук перкуторный Г – границы П– подвижность легочного края | |
5. АУСКУЛЬТАЦИЯ | а) В – везикулярное дыхание О – ослабленное Ж – жесткое А – амфорическое Б– бронхиальное О – отсутствует | б) С – сухие В – влажные Ш – шум трения плевры К – крепитация |
Приложение 6
ЗАДАЧИ
№ 1
У больного тихий сухой кашель, сопровождающийся болезненной гримасой. При кашле больной щадит правую половину грудной клетки, прижимая ее в нижних отделах рукой.
а) Как называется такой кашель?
б) Укажите заболевания, при которых он бывает?
в) Укажите причину появления симптома боли в момент кашля.
№2
В течении месяца больного беспокоит сухой надсадный кашель, иногда с небольшим количеством мокроты в виде»малинового желе».
а) Назовите возможные причины такого кашля.
б) Каким латинским термином называется примесь крови в мокроте?
№3
Кашель сопровождается выделением гнойной мокроты с неприятным гнилостным запахом до 250 мл в сутки.
а) Для какого заболевания характерен подобный кашель?
б) Опишите возможные изменения при осмотре больного.
№4
Основным симптомом заболевания является кашель с мокротой слизисто-гнойного характера, без запаха, преимущественно по утрам, беспокоит больного в течении 10 лет и усиливается в весенне-осенний период времени.
а) Для какого заболевания характерен подобный кашель?
б) Опишите возможные изменения при осмотре больного.
№5
У больного приступ удушья.
а) Укажите характер одышки (инспираторная, экспираторная, смешанная).
б) Назовите положение, которое занимает больной.
в) Особенности кашля и мокроты при этом заболевании.
№6
У больного резко снижена эластичность легочной ткани и повышена ее воздушность.
а) Назовите форму грудной клетки, ее участие в акте дыхания.
б) Опишите состояние межреберных промежутков и надключичных ямок.
№7
У больного эмфизема легких.
а) Назовите основную жалобу, характерную для данного заболевания.
б) Дайте характеристику резистентности грудной клетки и голосовому дрожанию при этом заболевании.
№8
У больного жидкость в правой плевральной полости, доходящая до 2 ребра.
а) Назовите основную жалобу при указанной патологии.
б) Опишите данные, наблюдаемые при осмотре и пальпации грудной клетки.
№9
У больного легочное кровотечение.
а) Назовите характерные признаки, отличающие его от желудочного «кровотечения.
б) Каким латинским термином обозначается указанное состояние?
№ 10
У больного приступ бронхиальной астмы.
а) Опишите положение больного.
б) Охарактеризуйте выражение лица.
№ 11
У больного воспалительный процесс, занимающий нижнюю долю правого легкого (крупозная пневмония).
а) Опишите положение больного и выражение его лица.
б) Перечислите синонимы названного заболевания.
№12
У больного жидкость в плевральной полости.
а) Назовите изменения, выявленные при осмотре и пальпации грудной клетки.
б) Укажите, при каких заболеваниях наблюдается данная патология.
№ 13
У больного длительная температура (7-9 дней) в пределах 38 — 39.
а) Определить тип лихорадки. Назовите ее по латыни.
б) Укажите, при каких заболеваниях она наблюдается.
№ 14
У больного высокая лихорадка (до 40) с предшествующим ознобом и большими суточными колебаниями и снижением температуры до нормальных или субфебрильных цифр с сопровождающимся обильным потоотделением.
а) Как называется такая температурная кривая. Определение по-русски и по латыни.
б) Перечислите заболевания, при которых она наблюдается.
№ 15
У пациента постепенное нарастание температуры изо дня в день, достигающая высоких цифр, сменяющееся затем постепенным снижением ее до субфебрильной и нормальной.
а) Какое название носит данная лихорадка? Укажите латинское наименование.
б) Перечислите заболевания, при которых она наблюдается.
Приложение 6а
Эталон ответов к задачам
№ 1
а) Короткий и осторожный
б) При сухих плевритах, в начале крупозной пневмонии, туберкулезе легких, рака легких, когда в воспалительный процесс вовлекает плевральные листки.
в) Раздражение чувствительных нервных окончаний париетального листа плевры.
№2
а) Рак бронха, сдавление трахеи увеличенными лимфатическими узлами, зобом, опухолью, набухание ложных голосовых связок, попадание в дыхательные пути инородного тела, истерия.
б) Haemoptoe.
№3
а) Хронический абсцесс легкого.
б) Бронхоэктазы в правом легком.
в) Верхний слой слизисто-гнойный, средний-серозный, нижний-крошковатый.
г) Мокрота содержит гнилостные пробки Дитриха, эластические волокна, большое количество лейкоцитов, разнообразную микробную флору стафилококки, стрептококки, пневмококки, кишечную палочку.
№4
а) Для хронического бронхита.
б) Одышка, цианоз, эмфизематозная грудная клетка.
№5
а) Экспираторная.
б) Вынужденное, сидячее.
в) Кашель приступообразный со слизистой вязкой мокротой, отходящий в конце приступа удушья.
г) В мокроте обнаруживают много эозинофилов, спирали Куршмана, кристаллы Шарко-Лейдена.
№6
а) Эмфизематозная, ограничена в подвижности, ригидна, находится как бы в положении вздоха.
б) Межреберные промежутки расширены, ребра расположены горизонтально. Надключичные ямки сглажены.
№7
а) Одышка.
б) Грудная клетка ригидна, голосовое дрожание ослаблено.
№8
а) Одышка.
б) Больная сторона грудной клетки остается при дыхании, увеличена в объеме, межреберные промежутки сглажены, при пальпации отмечается ригидность грудной клетки и ослабление голосового дрожания на стороне поражения.
№9
а) Кровь появляется с кашлевыми толчками, пенистая, имеет алый цвет, реакция щелочная. Может быть, примесь мокроты альвеолярного эпителия. В анамнезе нередко заболевание легких.
б) Haemorhagia.
№ 10
а) Положение больного вынужденное, сидячее.
б) Лицо страдальческое, покрыто испариной, наблюдается цианоз.
№11
а) Положение, вынужденное на больном боку. Лицо лихорадочное (румянец иногда с синюшным оттенком, слегка напухшее), возбужденное, беспокойное со страдальческим выражением, иногда с гримасой при кашле (в связи с болью в грудной клетке), с подвижностью крыльев носа, нередко с типичными пузырьками herpes на губах.
б) Крупозная пневмония, долевая пневмония, плевропневмония, фибринозная пневмония.
№ 12
а) Дыхание учащенное, поверхностное. Грудная клетка увеличена в объеме, межреберные промежутки сглажены. При пальпации — ригидна, голосовое дрожание ослаблено.
б) При заболеваниях, осложненных правожелудочковой недостаточностью (стеноз левого атриовентрикулярного отверстия, хроническая пневмония).
№ 13
а) Постоянная лихорадка febris continua.
б) При острых инфекционных заболеваниях (сыпной тиф, крупозное воспаление легких).
№ 14
а) Гектическая или истощающая лихорадка febris hecfica.
б) При сепсисе, тяжелых формах туберкулеза.
№ 15
а) Волнообразная лихорадка febris undulas.
б) При бруцеллезе, лимфогранулематозе.
Приложение 7
Тест — контроль
«Методы обследования органов дыхания АФО
Источник
Бронхитический синдром. Заключается в
наличие кашля и отхождении мокроты в
различном количестве.
Бронхообструктивный синдром проявляется
кашлем, свистящим дыханием, дистантными
хрипами или только сухими хрипами,
выслушиваемыми при аускультации легких.
Синдром уплотнения легочной ткани
проявляется укорочением перкуторного
звука, появлением зоны бронхиального
дыхания (не всегда), реже отставанием
больной половины грудной клетки в акте
дыхания. Рентгенологическим эквивалентом
уплотнения легочной ткани является
затемнение.
Легочно-плевральный синдром представляет
собой сочетанное поражение паренхимы
легких (в виде синдрома уплотнения
легочной ткани) и плевры или изолированное
наличие тех или других признаков.
Дополнительными признаками могут быть
шум трения плевры, полевральные боли
или признаки гидроторакса, пневмоторакса,
эмпиемы плевры.
Гидроторакс – накопление жидкости в
плевральной полости – проявляется
асимметрией грудной клетки, выбуханием
межреберных промежутков на стороне
поражения, изменением границы нижнего
легочного края, при этом данная граница
располагается по косой линии, нисходящей
сзади кпереди, называемой линией
Эллиса-Дамуазо-Соколова. Ниже названной
линии располагается зона тупого
перкуторного звука, выше и кнутри
появляется треугольная зона тимпанического
звука – треугольник Гарлянда. На
противоположной стороне продолжение
линии Эллиса-Дамуазо-Соколова ограничивает
сверху треугольник притупленного звука,
образованный за счет смещения органов
средостения. Иногда удается определить
смещение срединных структур в здоровую
сторону. Аускультативно над зоной
гидроторакса дыхание не выслушивается,
выше нее – ослаблено, выявляется
выраженная асимметрия аускультативной
картины.
Пневмоторакс – скопление воздуха в
плевральной полости, возникающее
спонтанно (наличие субплевральных
тонкостенных булл) или при возникновении
бронхиальной обструкции, а также при
повреждении грудной клетки с нарушением
ее герметичности. В плевральной полости
воздух располагается в области верхушек
легких, если не имеется зоны отграничения
спайками. Над зоной скопления воздуха
появляется тимпанит, дыхание не
выслушивается, возможно смещение органов
средостения в противоположную сторону.
УИРС (задание для обязательного
письменного ответа в тетради, как итог
самостоятельной работы студента):
1.Особенности изучения анамнеза у больных
пульмонологического профиля (Лекционный
материал, основная и дополнительная
литература, рекомендованная к изучению
по теме данного занятия).
2.Особенности обследования больных при
аномалиях развития легких (Лекционный
материал, основная и дополнительная
литература, рекомендованная к изучению
по теме данного занятия).
3.Описать особенности кашля при
бронхитическом и при бронхообструктивном
синдромах (Лекционный материал, основная
и дополнительная литература, рекомендованная
к изучению по теме данного занятия).
4.Предложить решение проблемы отказа
от курения у больного с заболеванием
легких.
Обучающие ситуационные задачи:
Задача №1. У больного тихий сухой кашель,
сопровождающийся болезненной гримасой.
При кашле больной щадит правую половину
грудной клетки, прижимая её в нижних
отделах рукой.
А) Как называется такой кашель (по
тембру)?
Б) Укажите заболевания, при которых он
бывает.
В) Объясните причину появления симптома
боли в момент кашля.
Задача №2. У больного заболевание сердца,
осложнённое сердечно-сосудистой
недостаточностью. Лицо одутловатое,
синюшное, глаза слезятся, рот полуоткрыт,
выраженная одышка в покое, анасарка.
А) Дайте оценку общего состояния больного.
Б) Какое он занимает положение?
В) Как называется описанное лицо?
Г) Поясните понятие «анасарка».
Ответ на задачу №1:
А) Сухой, тихий, низкотональный.
Б) Заболевания плевры: сухой фибринозный
плеврит, мезотелиома, начальная и
конечная стадии экссудативного выпотного
плеврита; заболевания органов брюшной
полости, сопровождающиеся раздражением
диафрагмального нерва; интерстициальные
заболевания легких: канцероматоз,
интерстициальная пневмония, системная
склеродермия.
В) Болевые рецепторы расположены в
листках плевры и появление болевого
синдрома указывает на заболевание
плевры.
Ответ на задачу №2:
А) Состояние больного тяжелое.
Б) Положение вынужденное: ортопноэ.
В) Описанное лицо соответствует выражению
«лицо Корвизара» по имени известного
французского врача, лейб-медика Наполеона
Бонапарта, впервые давшего подробное
описание характерных изменений лица
больного с выраженной сердечной
недостаточностью.
Г) Анасаркой называется состояние
больного, имеющего выраженные тканевые
и полостные отеки, включая асцит,
гидроторакс, возможный выпот в полости
перикарда.
Тестовые вопросы для самоконтроля
подготовки к занятию
1.Что из перечисленного относится к
методологии диагностического поиска?
1.Пальпация
2.Оценка общего анализа крови
3.Формулировка синдромного диагноза
4.Формулировка нозологического диагноза
Ответ: 3.
2.Укажите правильное взаимоотношение
понятий:
1.Пропедевтика является частью диагностики
2.Диагностика является частью пропедевтики
3.Диагностика является важным разделом
внутренней медицины
4.Диагностика является введением в
медицинскую специальность
Ответ: 3.
3.Какое выражение является правильным?
1.Аналоговый метод диагностики всегда
позволяет поставить правильный диагноз;
2.Симптомы и синдромы заболевания могут
составлять ведущую клиническую проблему;
3.Составление диагностических алгоритмов
(арборизационный метод диагностики)
определяется патогенетическим механизмом
заболевания;
4.Семиотика является наукой о методах
клинического обследования больного.
Ответ: 2.
4.Какими достижениями в медицине известен
Г.А. Захарьин?
1.Детальной характеристикой, рубрификацией
и последовательностью изучения анамнеза.
2.Усовершенствованием техники и
методологии объективного обследования
больного.
3.Определением правил оформления
диагноза.
4.Все перечисленное верно.
Ответ: 1.
5.Какими достижениями в медицине известен
С.П. Боткин?
1.Детальной характеристикой, рубрификацией
и последовательностью изучения анамнеза.
2.Усовершенствованием техники и
методологии объективного обследования
больного.
3.Определением правил оформления
диагноза.
4.Все перечисленное верно.
Ответ: 2.
6.Какой ученый пермской терапевтической
школы опубликовал учебник по семиотике?
1.В.Ф. Симанович
2.П.А. Ясницкий
3.А.С. Лебедев.
Ответ: 1.
7.Дайте определение понятию «синдром».
1.Совокупность симптомов заболевания
у конкретного больного.
2.Жалобы и данные объективного обследования
пациента.
3.Совокупность симптомов, имеющих единый
патогенетический механизм.
4.все перечисленное верно.
Ответ: 3.
8.Что из перечисленного относится к
физическим методам выявления симптомов
заболевания?
1.ЭКГ.
2.Перкуссия.
3.Применение стандартизированного
опросника в виде компьютерной программы.
4.Все перечисленное верно.
Ответ: 2.
9.Укажите правильную последовательность
выявления физических симптомов при
заболеваниях легких.
1.Аускультация, перкуссия, осмотр грудной
клетки.
2.Оценка носового дыхания, осмотр верхних
дыхательных путей, осмотр грудной
клетки, пальпация, перкуссия, аускультация.
3.Аускультация, осмотр грудной клетки,
осмотр верхних дыхательных путей,
расспрос, перкуссия, пальпация.
Ответ: 2.
10.Укажите правильную последовательность
диагностического процесса.
1.Выявления симптомов, формулировка
синдромного диагноза, дифференциальная
диагностика по ведущему синдрому,
установление нозологической формы.
2.Формулировка нозологической формы,
определение ведущих синдромов, описание
симптомов заболевания.
3.Определение синдромов, установление
нозологического диагноза, дифференциальная
диагностика, уточнение механизмов
происхождения симптомов болезни.
4.Перечисление признаков поражения
органов, дифференциальная диагностика
симптомов, формулировка нозологического
диагноза, уточнение синдромов заболевания.
Ответ: 1.
Блок
информации, разработанный на кафедре:
1.методическая
разработка,
2.лекционный
материал,
3.ситуационные
задачи,
4.тестовые
задания для самоконтроля подготовки к
занятию.
Рекомендованная литература:
Основная литература:
1.Лекционный материал.
2.Мухин Н.А., Моисеев В.С. Пропедевтика
внутренних болезней: учебник для вузов.
М.: ГЭОТАР-Медиа; 2007, 848 с.
Дополнительная литература:
1Атлас. Пропедевтика внутренних болезней.
Под редакцией Регинова И.М., перевод с
английского. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2003, 701 с.
2.Гребцова Н.Н. Пропедевтика в терапии:
учебное пособие. М.: Эксмо, 2008. – 512 с.
3.Ивашкин В.Т., Султанов В.К., Драпкина
О.М. Пропедевтика внутренних болезней.
Практикум. М.: Литтера; 2007, 569 с.
4.Струтынский А.В., Баранов А.П., Ройтберг
Г.Е., Гапоненков Ю.П. Основы семиотики
заболеваний внутренних органов. М.:
МЕДпресс-информ; 2004, 304 с.
5.Типовые тестовые задания для итоговой
государственной аттестации выпускников
высших медицинских учебных заведений
по специальности 060101 (040100) «Лечебное
дело». В 2-х частях. Москва. 2006.
6.Руководство по клиническому обследованию
больного. Пер. с англ. / Под ред. А.А.
Баранова, И.Н. Денисова, В.Т. Ивашкина,
Н.А. Мухина.- М.: «ГЭОТАР-Медиа»,
2007.- 648 с.
7.Чучалин А.Г. Основы клинической
диагностики. Изд. 2-е, перераб. и доп. /
А.Г. Чучалин, Е.В. Бобков.- М.: ГЭОТАР-Медиа,
2008.- 584 с.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник