Дом брус дом глаголь дом кашель

Дом-пятистенок – тип дома, передняя изба которого имеет капитальный бревенчатый переруб в срединной части, образующий два помещения внутри одного сруба. В плане жилая часть имела пять стен, две из которых располагались параллельно улице, а три – перпендикулярно. К избе по-прежнему пристраивались сени и большой хозяйственный двор. Пятистенки возводили состоятельные крестьяне уже во второй половине XVIII века. Но и в конце XIX столетия такие дома встречались редко.

Дом брус дом глаголь дом кашель

Энциклопедия древнерусского дома 1-Дом пятистенок

Дом-четырёхстенок – классический вариант крестьянского жилища. Состоит из утеплённого сруба (собственно избы) и пристроенных к нему сеней, защищающих вход от непогоды. Данный тип построек рассматривается как простейший вариант, от которого берёт начало эволюция деревянного домостроения. Как правило, строительством четырёхстенного жилого дома ограничивались беднейшие крестьяне.

Дом брус дом глаголь дом кашель

Энциклопедия древнерусского дома 1-Дом четырёхстенок

Дом-шестистенок (изба с прирубом) – в эволюции деревянного домостроения занимает промежуточное место между домом-четырёхстенком и пятистенком. В момент расширения жилой части к основному срубу пристраивался «прируб». Расстояние между срубами составляло 20-40см. Горизонтальный план постройки менялся. Теперь он имел шесть стен, две из которых были параллельны, а четыре перпендикулярны улице. Отсюда название дома – «шестистенок». Согласно масштабам жилой части перестраивался хозяйственный двор. Затем дом заново перекрывался крышей.

Дом брус дом глаголь дом кашель

Энциклопедия древнерусского дома 1-Дом шестистенок

Дом-двор (Дом однорядной связи) типа «брус» — характерный для Русского Севера тип дома, в котором жилая часть дома и хозяйственный двор находятся под единой двухскатной кровлей. В плане дом представляет собой вытянутый прямоугольник. Внутреннее пространство дома-двора разделяется широкими сенями на две неравные части: меньшая (жилая) часть выходит на главный фасад, а большая (хозяйственный двор) уходит на задворки.

Дом брус дом глаголь дом кашель

Энциклопедия древнерусского дома 1-Дом-двор типа

Дом «кошелем» предназначался для нескольких семей, связанных между собой узами родства. Это родовое гнездо клана. Кошел, кошма — вместилище, большая корзина.

Благодаря устройству музея-заповедника в Кижах стал широко известен дом из села Ошевнева, поражающий своими размерами. Дом имеет два жилых этажа. Такие дома назывались «двужирными» или «двужильными». Над зимним жильем располагался еще третий летний этаж — светелка. В доме объединены четыре избы, два жилых летних помещения, большая клеть, которая могла использоваться как под жилье, так и для хозяйственных нужд , гигантский хозяйственный двор, занимающий примерно 2/3 площади дома. Дом был обстроен с трех сторон открытой галереей с нарядными резными балясинами. Для дома «кошелем» характерна сложная асимметричная прямоскатная кровля.

Дом брус дом глаголь дом кашель

Энциклопедия древнерусского дома 1-Кошель

Энциклопедия древнерусского дома 1-фасад

Энциклопедия древнерусского дома 1-второй фасад

Энциклопедия древнерусского дома 1-третий фасад

Вот изогнулась избенка «крюком», буквой «Г», да так и получила название «глаголь» по наименованию буквы в церковнославянском алфавите. Здесь все хозяйственные помещения расположены под прямым углом к жилым, то есть сзади и сбоку от сеней. Выходит так называемый «двор с отливом», укрывшийся под «полой» двускатной крыши, общей для избы и хозяйственной части. Так как крыша двора – продолжение одной из сторон крыши, покрывающей избу и конюшню, то стены двора делали значительно ниже стен жилой части.

Такой двор был особенно удобен в местах, где селения расположены на склонах холмов. Ведь если двор «глаголем» или, как его нередко называют, двор «сапогом» стоит в месте более низком, чем изба, то скат крыши двора будет более крутой, что имеет неоспоримые преимущества перед пологим скатом, на котором снег весной подолгу залеживается, и крыша скоро прогнивает. Так и прячутся под одним «конем» изба, сени, двор, в котором уместились и хлев, и конюшни, и омшаник – теплый хлев для овец. Все здесь просто и ладно, все на своем месте, будто и не может быть иначе!

Дом брус дом глаголь дом кашель

Энциклопедия древнерусского дома 1-Глаголь

Энциклопедия древнерусского дома 1-фасад

Энциклопедия древнерусского дома 1-второй фасад

Энциклопедия древнерусского дома 1-третий фасад

Энциклопедия древнерусского дома 1-третий четвертый

Изба-двойня – представляет собой два самостоятельных сруба, плотно приставленных друг к другу. Они имеют общие сени и крышу. Вершина крыши проходит над серединой дома. Срубы имеют приблизительно одинаковые размеры. Каждый из них служит избой. Фасад такого дома чаще всего имеет симметричное решение, хотя встречаются и фасады на семь окон (три окна в одной избе, четыре – в другой)

Дом брус дом глаголь дом кашель

Энциклопедия древнерусского дома 1-Изба - двойня

«Дом о два конька» — конструкция крестьянского дома, избы которого укрыты отдельными кровлями с параллельным или перпендикулярным расположением охлупней и коньков. На таком доме красовалось два конька, его называли «дом под двумя конями», «дом с оврагом».

Дом брус дом глаголь дом кашель

Энциклопедия древнерусского дома 1-Дом

Дом важского типа — дом «на два жилья». На Ваге принято было пристраивать зимние избы к задним фасадам домов, в результате чего дом в плане напоминал брус. В нём выделяются три части: «перёд» (летняя изба-летние сени), «серёдка» (двор), «озадок» (зимняя или скотняя изба).

Дом брус дом глаголь дом кашель

Энциклопедия древнерусского дома 1-Дом важского типа

Переруб – внутренняя бревенчатая стена, выполненная одновременно с основным срубом, врубленная в него с остатком. Использовался для разделения помещений внутри сруба и для придания жёсткости конструкции основной стены.

Читайте также:  Народное средство от мучительного кашля

Дом брус дом глаголь дом кашель

Энциклопедия древнерусского дома 1-Переруб

Курная («чёрная», «рудная») изба – изба, отапливаемая по-чёрному. Изба представляла собой собственно жилище человека, немыслимое без обогрева. Печь в курной избе не имела дымохода. Во время топки печи дым заполнял всё пространство избы, поднимался вверх и выходил через волоковые окна и деревянный дымоход наружу. Несмотря на минусы в процессе эксплуатации, курная изба имела ряд преимуществ. Сажа и копоть оседали на стенах, защищая брёвна от проникновения влаги. Печь долго хранила тепло, требовала меньше дров. Сруб курной избы служил дольше.

Дом брус дом глаголь дом кашель

Энциклопедия древнерусского дома 1-Курная изба

Крыльцо на столбах – вариант крыльца северного крестьянского дома, стоящего на высоком подклете. Подобное крыльцо выносилось за стены дома и служило его украшением. Вертикальной опорой выносного крыльца были деревянные брёвна-столбы, поддерживавшие лестницу, крышу и верхнюю площадку крыльца. В зависимости от количества опор крыльцо могли называть одностолпным, двустолпным, четырёхстолпным.

Дом брус дом глаголь дом кашель

Энциклопедия древнерусского дома 1-Крыльцо на столбах

Закрытое крыльцо – крыльцо, располагавшееся внутри основного сруба дома. В традиции, крыльца выносились за пределы стен и служили одним из их основных украшений. Лестница, ведущая на второй ярус и находящаяся внутри сруба, говорила о явных городских влияниях в архитектуре крестьянского дома.

Дом брус дом глаголь дом кашель

Энциклопедия древнерусского дома 1-Закрытое крыльцо

Горница («горняя» — находящаяся на «горнем», возвышенном месте) – парадное помещение в крестьянском жилище. Во второй половине XIX века обустраивалась без печи и эксплуатировалась как жильё только в тёплое время года. Летом в хорошо освещённой горнице женщины занимались рукоделием. Здесь же выделялось спальное место для молодожёнов. На рубеже XIX-XX веков состоятельные крестьяне обустраивают в горнице печи-голландки, что значительно расширяет функции помещения. Часто горница служила местом для приема и размещения гостей.

Дом брус дом глаголь дом кашель

Энциклопедия древнерусского дома 1-Горница

Архитектурно-этнографический музей Вологодской области приглашает Вас в мир русской деревни конца XIX – начала ХХ вв. Здесь Вы можете прикоснуться к традициям жизни предков, к истокам культуры и менталитета русского народа.

Адрес: 160555, Вологодский район, Майское сельское поселение, в районе деревни Семенково

Телефон: (8172) 52-54-51

Как добраться:

12-ый км автодороги «Вологда-Медвежьегорск» («Вологда-Кириллов»).

Автобусом «Вологда-Молочное». Остановка «Семенково» (Расписание движения автобусов)

Источник

Дом брус дом глаголь дом кашель

Деревянный русский дом вновь популярен. О нем не только пишут книги и снимают фильмы. Он не только герой Интернета. Главное – его вновь возводят, заказывают, и в него переселяются всерьез и надолго.

Верится, что уходит время эстетически уродливых теремков с башенками, оставшихся нам от эпохи «новых русских». Приходит время естественной красоты, проверенных веками технологий и здоровой среды деревянного жилища.

В течение многих веков народная мудрость отбирала наиболее целесообразные строительные приемы, архитектурно-конструктивные формы, оптимальную планировку и подлинную эстетику.

Конечно, традиционную русскую избу не возродишь в том виде, в каком она была в прошлых веках. Время ушло далеко вперед и его, как известно, повторить невозможно. У нынешних зодчих в руках современная техника, новые материалы, другие возможности и, что очень важно, иные представления о комфорте. И все же — в новом русском деревянном доме, уверен, есть место и для многовековых русских традиций домоустройства.

Напомню о некоторых из них.

Органичное единение с окружающей средой

При строительстве нового дома всегда большое значение придавалось выбору места. Крестьяне выбирали место сухое, высокое, светлое. Ценилось, если из окон дома будет видна вода, например, речка. Чистота водной глади напоминала о покое, отражала небо, вносила в окружающее пространство особую лиричность.

Важно, чтобы новый дом не мешал другим – не закрывал соседям солнце или вид на озеро, поле или лес. Неплохо, если дом будет стоять «вполгоры», то есть на солнечном склоне холма.

Учитывалась и ритуальная ценность места: оно должно быть счастливым. Счастливым считалось место обжитое, прошедшее проверку временем, где жизнь людей проходила в полном благополучии. Неудачными считалось место, где прежде были захоронения, где когда-то проходила дорога или стояла баня.

В деревянных домах с особой силой ощущалась связь с природой. Избы в деревнях не обшивали тесом и их не красили. Никакая облицовка не сравнится с естественным видом дерева. Люди умели видеть особую красоту в неровности обтесанного бревна, в его прожилках и трещинках, в узорах вокруг сучков. Старики любили погладить отшлифованные временем старые бревна, они были теплыми и, казалось, хранили память об ушедшем времени, о живших здесь предках.

Интересно, что у деревянных изб даже цвет менялся в зависимости от погоды, сезона или времени суток. Солнышко выглянет — и дом становится теплым, медовым. За тучкой скроется — как метал драгоценный серебрится. Вечером — приобретает коричневый, почти черный оттенок, а вот утром — наоборот, светлеет, голубеет.

Читайте также:  Кашель после стентирования сосудов сердца

Брус, глаголь, кошель и другие

По наблюдениям историков русского деревянного зодчества в зависимости от соотношения жилой и хозяйственной части можно выделить следующие типы домов.

«Брус» — дом с однорядной связью, покрытый двускатной симметричной крышей. Часто встречается разновидность таких домов — «брус с уширенным сараем», в которых хозяйственная часть значительно шире избы, а в образовавшемся углу размещается взвоз. При подобном положении скаты крыши получают не только разные уклоны, но и разную длину.

Дом брус дом глаголь дом кашель

«Глаголь» — дом, в котором хозяйственная часть располагается сбоку и позади сеней. В плане «глаголь» напоминает букву «Г» (отсюда и название типа). Чаще всего такие дома перекрываются разноскатной с общим коньком крышей, над жильем симметричной, а над сенями и хозяйственной час­тью асимметричной.

Дом брус дом глаголь дом кашель

«Кошель» — жилище, где изба и двор стоят рядом, покрытые общей двухскатной кровлей. «Кошелем» русские называют большой берестяной короб. Применительно к дому этот термин обозначает его вместимость, большие размеры.

Дом брус дом глаголь дом кашель

«Т-образная связь» — жилой дом, состоящий из двух срубов и разделенный по центру сенями, он развернут длинной стороной к улице, а хозяйственный двор торцом примыкает к противоположной стороне избы, прямо против сеней. В плане такая изба имеет форму буквы «Т». Подобная связь дома-двора получила широкое распространение на Каргополье. Каргопольские дома имели характерную особенность: жилая часть в них устраивалась «на две избы». Избы «о двух стопах» (местное название) были характерны и для двухрядной связи с параллельным расположением жилья и двора.

Дом брус дом глаголь дом кашель

Максимум естественной красоты и минимум искусственного декора

Основным строительным материалом были бревна. Обычно на постройки шла мелкослойная кондовая сосна, но в северных районах предпочтение отдавалось лиственнице из-за ее смолистости, хорошей сопротивляемости гниению, прямизны и сравнительной легкости раскалывания по слоям. Бревна обычно брали длиной 8—10 м, диаметром от 25 до 70 см, причем бревна для наружных стен выбирались толще, нежели для внутренних.

Обработка архитектурных деталей характерна предельной сдержанностью. Простота и строгость становится понятной, если принять во внимание, что все работы по возведению и отделке зданий выполнялись одним топором. Вплоть до Петровской эпохи плотники не знали слова «строить», они — рубили, и поэтому летописи называли их «рубленниками».

И тем не менее, в старинных домах можно увидеть немало совершенных по стилю, эстетике и конструкции декоративных элементов.

На выпусках нижних бревен вспомогательных стен устраивались богато украшенные балконы — «выходы», иногда и с чисто декоративными целями. Высоко поднятые над землей, с подклетями, северные избы требовали для входов в них крылец, устройству которых в общем архитектурном решении дома уделялось большое внимание.

Ажурной резьбой украшались балконы, наличники со ставнями, крыльца с перилами, кровля, фронтоны изб. Концы выступающих бревен крыши избы — охлупни украшались скульптурной резьбой, вырезались коньки, птицы.

Дом брус дом глаголь дом кашель  

Резьба и роспись использовались не только для украшения наружной части дома, но и в его интерьере. Расписывались перегородки комнат, шкафы, двери, посуда. Круг сюжетов и орнаментов был весьма разнообразен: растительные и геометрические узоры, изображения птиц, животных, изображения людей, сцены из крестьянской жизни.

Горизонтальный силуэт

Размеры старого крестьянского дома на Русском Севере были велики. Главный фасад в избе-четырехстенке определялся размером ходового бревна и составлял 8—9 м, в пяти- и шестистенках блокировка срубов позволяла увеличить фасады до 13—14 м. При глубине домов с хозяйственным двором в 20—24 м изба выглядела внушительным сооружением.

Но при всей своей монументальности избы не нарушали равнинный, пологий ландшафт северного пейзажа. Они, наоборот, гармонировали с ним, повторяя своим силуэтом его спокойный рисунок. Это достигалось за счет пологих скатов кровель с большим выносом.

Разрывать горизонтальность линий позволялось лишь храмам, устремленным к небу и напоминающим о мире «горнем», да еще, пожалуй, ветряным мельницам, вызывающая вертикальность которых была вызвана «производственной необходимостью».

Дом не вступал в конфликт с ландшафтом, не портил его и не разрушал природную гармонию. Он становился его естественной частью.

Дом брус дом глаголь дом кашель

Символика пространства

В основе планировки северного жилища лежит принцип простоты и удобства. Неразделенное пространство интерьера было разделёно на определённые зоны. Царило правило – у каждого свое место и у каждого свое дело. Вдоль стен располагались лавки – место отдыха и рукоделья, задушевной беседы и семейных ритуалов. Главную роль в интерьере играла печь, определяя расположение всех остальных элементов внутреннего пространства избы. В большинстве случаев она располагалась сбоку от входа в избу, не привлекая к себе внимания, и устьем была обращена в сторону фасадной стены. По диагонали от печи находился красный угол, в котором висели иконы, размещались стол и скамьи. Здесь за столом собиралась вся семья за будничными трапезами, здесь же отмечались все торжественные события. У противоположной стены рядом с печью находилась хозяйственная часть – бабий кут с посудой и хозяйственной утварью.

Читайте также:  Аллергический кашель симптомы и лечение у взрослых таблетки недорогие

Возведение дома сопровождалось множеством обрядов. Под бревна первого венца, подушку окна, матицу укладывали деньги, шерсть, зерно — символы богатства и семейного тепла, ладан — символ святости дома. Окончание строительства отмечалось богатым угощением всех участвовавших в работе.

Верили, что лучше, если стены будут состоять из нечетного числа бревен, поскольку такое число считалось счастливым. Все, что разрывало стены (двери, окна), оберегали особыми знаками. Над дверьми снаружи помещали крест, который вырезали из дерева в крещенский сочельник.

Особое значение придавали порогу – рубежу между миром внутренним и внешним. Порог переступали с молитвой и крестным знамением. Через порог не здоровались и не разговаривали.

Окна защищали изображениями, например – солнечных лучей (напомним, что в храме расходящимися лучами солнца нередко символически изображается Дух Святой). Окна – глаза дома. Они должны быть чистыми. Из них запрещалось выливать воду и бросать мусор, так как у окна мог находиться ангел-хранитель.

Печь

Печь в деревянном доме – основа основ.

Во-первых, как уже говорилось, она разделяет помещение на жилое, спальню и бабий кут, т.е. разделяет функционально, но не отделяет.

Во-вторых, она создает в каждой функциональной зоне избы свой тепловой режим. На печи теплее всего – для стариков, больных, младенцев; на полатях – тепло и самый чистый воздух – детишкам; у дверей прохладнее всего, больше вентиляции – рабочее место; умеренно тепло у стола – здесь еда, развлечение, отдых.

В-третьих, пища, приготовленная в печи, – самая здоровая: не жарит, а парит и печет (даже блины пекут, а не жарят), пища в ней не подгорает, а «доходит».

Печь помогает избавляться от вирусов, от простуды.

Имеет она и воспитательное значение. У бабки или деда вместе с внучатами на печи всегда есть место. Там дед и баба у дела – нужны, любимы, ценимы, не чувствуют одиночества и заброшенности. Основы веры и морали, жизненной мудрости и многое другое внушалось малышам на печи…

Полати — для ребятишек. Там, наверху, воздух самый теплый и чистый. Ребенок лезет на полати с удовольствием, там же вступает в диалог со сверстниками, сквозь дрему участвует в вечерней жизни семьи, глядя вниз и слушая беседу старших, присутствует, не путаясь под ногами, на семейном торжестве, свадьбе или посиделках.

Кто у печи – у того и власть в доме. Самой сноровистой, смекалистой, обходительной и, главное, доброй, справедливой и отзывчивой была большуха – хозяйка дома.

Дом брус дом глаголь дом кашель

Дом не бывает одиноким

Изба, являлась центром крестьянского двора, в который также входили другие хозяйственные постройки: хлев, овин, ледники, амбары, бани.

Отдельно следует сказать об амбарах. Они предназначались для хранения зерна, продуктов, охотничьих и рыболовных принадлежностей, домашней утвари и наиболее ценных вещей. Амбар, представляя собой весьма простое сооружение, в то же время являлось очень удобным продуманным устройством. Расположенные в амбаре сусеки, были устроены так, что взятое определенное количество содержимого восполнялось вновь, поступая в отсек сусека самотеком.

Амбары иногда ставились на столбах-сваях, чтобы спасти зерно от грызунов. Как правило, амбар располагался у домов на виду, так, чтобы дверь амбара можно было видеть из окон или из дверей. Иногда амбары в целях сохранности имущества в случае пожара, выносились за пределы поселения — группировались у въездов в селение, образовывая своего рода «амбарные городки».

Бани располагались подальше от жилых построек. Как известно, они были многофункциональными постройками, предназначенными для разного рода интимных жизненных дел. В них не только парились и мылись. В бане лечились, совершали ритуальные омовенья (например, мыли невесту перед венчанием). В бане рожали и гадали.

Изба, двор, амбары, баня и другие постройки все вместе составляли уникальное явление русской повседневной культуры – усадебный комплекс, целостность практическая и художественная целостность которого важна и сегодня.

Дом брус дом глаголь дом кашель

Итак,

русская деревянная изба — это веками обдуманная, выверенная, обжитая и духовно наполненная простота. Это рационализм в сочетании с художественным началом. Это максимум разумного комфорта, уюта и тепла. Это идеально использованные объемы. Это место труда и отдыха, форма и способ существования семьи.

Источник