История болезни кандидозный стоматит

Кандидозный стоматит, оральный кандидоз, кандидоз слизистой полости рта, а в простонародье  —  молочница – все это синонимы одного и того же заболевания, причиной которой является дрожжеподобные грибы. Казалось бы, в ротовой полости всего хватает (!самая грязная среда в организме!), но точно не грибы. Но нет, эти грибочки живут себе на эпителии и при наличии условий превращаются в патогены. В статье рассмотрим этиологию, симптомы и диагностику кандидозного стоматита.

кандидозный стоматит

ЭТИОЛОГИЯ КАНДИДОЗНОГО СТОМАТИТА

Этиология канидозного стоматита, как вы могли понять выше, проста. То есть причиной кандидозного стоматита дрожжеподобные грибы рода Candida. Давайте – ка с ними и познакомимся. Эти грибы относят к несовершенным грибам, ДЕЙТЕРОМИЦЕТАМ,которые имеют сложное строение. Во – первых, у них есть клеточная стенка, которая состоит из 5-6 слоев, во-вторых, есть перфоративный орган, воздействующий на клетки хозяина, в-третьих, имеет существенные отличия в сравнении с другими дрожжеподобными грибами.

История болезни кандидозный стоматит

Отличие грибов рода Candida от других дрожжеподобных грибов в следующем:

  • Способность расти в среде с температурой 30 -37 градусов цельсия;
  • Оптимальная среда — слабокислая/кислая (pH = 5,8 – 6,5)$
  • Способность ферментатировать углеводы (основной источник питания);
  • Аэробы (любят кислород);
  • Выбирают среды с гликогеном.

Вообще кандиды условно –патогенные грибы, это значит, что при отстутствии факторов,они в принципе безопасны. Но как только проиходит изменения в этом балансе, они становятся патогенными. То есть нужно знать и понимать, какие именно условия приводят к активации патогенности грибов рода Candida. Ведь здесь главную роль играют не факторы патогенности, а состояние иммунной защиты человеческого организма. Конечно, патогенность грибов рода Candida для животных и человека различна. Для человека наиболее опасной является Candida albicans, для детей – Candida tropicalis.

ПРЕДРАСПОЛАГАЮЩИЕ ФАКТОРЫ К КАНДИДОЗНОМУ СТОМАТИТУ

Факторы, которые способствуют активации патогенных факторов кандидами, следующие:

  • Снижение защитных сил организма – иммунитета (и кто еще помнит что-либо, то уточню: именно клеточного иммунитета);
  • Наличие врожденных или приобретенных иммунодефицитов;
  • Нарушения обменных процессов, эндокринные нарушения (например, сахарный диабет, аменорея, железодефицитные состояния и тп)
  • Авитаминозы (в особенсти по витаминам В1, В2, В12, которые участвуют в подавлении действия микроорганизмов)
  • Острые инфекционные заболевания, либо же обострения хронических заболеваний;
  • Заболевания женских половых органов;
  • Длительный прием оральных контрацептивов;
  • Беременность;
  • Ожоги больших размеров;
  • Рахит;
  • Недоношенность;
  • Онкология;
  • Болезни желудочно – кишечного тракта;
  • Прием антибиотиков, больших доз наркотиков, иммунодепрессантов;
  • Уловия труда. Было замечено, что люди, работающие на гидролизно-дрожжевых заводах, на заводах по производстве антибиотиков, пива и других алкогольных напитков, чаще других болеют кандидозным стоматитом;
  • Несоблюдение правил личной гигиены;
  • Несоблюдение чистоты и порядка в предметах домашнего обиходы (кандиды могут находится на детских игрушках, тарелках, чашках и тп);
  • Употребление немытых овощей, фруктов;
  • У детей – грудничков чаще всего кандидозный стоматит образуется при их перегревании, то есть при ношении тесных пижамок, объемное пеленание и тп.
  • Икусственное вскармливание детей до 6 месяцев;
  • Ятрогенные факторы: острые крач пломб, неправльно подогнанные зубные протезы, химические ожоги формалином, мышьяковистыми пастами и тп. То есть все, что приводит к нарушению целостности слизистой полости рта.

Как видно, причин и фактоов к активации Кандид, очень много. Поэтому подход к лечению должен быть адекватным, и лечить в первую очередь нужно ПРИЧИНУ, а уж потом и проявления.

ПАТОГЕНЕЗ КАНДИДОЗНОГО СТОМАТИТА

Патогенез кандидозного стоматита достаточно прост: гриб располагается на поверхности слизистой полости рта либо на поверхности кожи, и при отсутствии повреждения или провоцирующих факторов —  не проникает внутрь эпителия; при наличии, понятно, проникает и начинается видимая патология.

Однако, это только два из ПЯТИ механизмов действия грибов на организм. Кандидоз – это очень серьезная проблема, ведь он способен распростроняться и на органы. Так,после проникновения в эпителий, Кандида способна взаимодействовать с макрофагами и нейтрофилами.  После чего проникает в клетки таких органов как печень, сердце,почки – образуются гранулемы. И самый последний и зловещий этап – проникновение в кровь и развитие кандидемии. После чего наступает смерть.

Поэтому, дабы этого не допустить, читаем дальше и запоминаем J

КЛАССИФИКАЦИЯ КАНДИДОЗНОГО СТОМАТИТА

  • Классификация кандидозного стоматита по МКБ -10:
  • АОО-В99 Некоторые инфекционные и паразитарные болезни;
  • В35-В49 Микозы;
  • В37 Кандидоз
  • В37.0 Кандидозный стоматит – молочница полости рта.
  • Классификация кандидозного стоматита Н.Д.Шеклаков:
  • Поверхностный кандидоз слизистых оболочек, кожи, ногтей;
  • Хронический генерализованный (гранулематозный) кандидоз;
  • Висцеральный (системный) кандидоз.
  • По течению:
  • Острый псевдомембранозный кандидоз (молочница);
  • Острый атрофический кандидоз;
  • Хронический гиперпластичесий кандидоз;
  • Хронический атрофический кандидоз.

СИМПТОМЫ КАНДИДОЗНОГО СТОМАТИТА

В дальнейшем мы рассмотрим симптомы кандидозного стоматита, даже каждую форму отдельно. Здесь я только укажу общие симптомы, с которыми может обратиться за помощью пациент.

Симтомы кандидозного стоматита:

  • Боль при приеме пищи;
  • Боль в покое;
  • Жжение;
  • Зуд;
  • Сухость ротовой полости;
  • Неприятный запах изо рта;
  • Наличие пятен на слизистой;
  • Извращение (изменение) вкуса;
  • Кровоточивость десен;
  • Увеличение лимфатическх узлов;
  • Повышение температуры тела;

Чаще всего ранки располагаются на слизистой оболочке щек, небных миндалин и губ со внутренней стороны. Реже всего на языке и под языком.

ДИАГНОСТИКА КАНДИДОЗНОГО СТОМАТИТА

Диагностика кандидозного стоматита будет основываться на основании данных пациента и клинического осмтра специалистом. Кроме этого, для подтверждения диагноза КАНДИДОЗНЫЙ стоматит необходимо проводить лабораторную диагностику. Для этого делаю соскоб (мазок) с поверхности и отсылают в лабораторию. В лаборатории материалы исследуются в 2 направлениях:

  • Посевы на питательные среды — среда Сабуро, сусло – агар или кандида – агар;
  • Микроскопия окрашенных мазков.

История болезни кандидозный стоматит

Выделение  300 колоний в 1 мл  говорит о кандидоносительстве. Обнаружение большего числа колоний при первичном посеве указывает на кандидоз. Но диагноз подтвердится только при повторном посеве и когда числа будут выше,чем 300 колоний на 1 мл.

Читайте также:  Как использовать масло шиповника при стоматите

ОСТРЫЙ ПСЕВДОМЕМБРАНОЗНЫЙ КАНДИДОЗ

Острый псевдомембранозный кандидоз является самой частой формой кандидоза слизистой оболочки ротовой полости. Имено острый псевдомембранозный кандидоз и есть молочница, а не какие-либо другие виды кандидоза. Это я к тому, что не любой стоматит или кандидоз – молчница. Чаще болеют грудничик и ослабленные взрослые.

Симптомы острого псевдомембраозного канидоза:

  • Жалобы на отказ ребенка от вскармливания;
  • Дети вялые и капризные;
  • Жалобы на боль при приеме пищи, жжение и сухость во рту.

Клиника острого псевдомембраозного канидоза:

На слизистой оболочке полости рта  — белые либо же сине- белые пятна – налет, на подобие «творожистых масс». Которые в некоторых случаях легко соскабливаются и обнажается гиперемированная поверхность. В других случаях налет трудно соскабливается, кровоточит, открывается эрозированная поверхность. Процесс чаще затрагивает язык, небо, губы, но может распростроняться на глотку, гортань и пищевод. При отсутсвии леченияострый псевдомембранозный кандидоз переходит в острый атрофический кандидоз.

История болезни кандидозный стоматит История болезни кандидозный стоматит

ОСТРЫЙ АТРОФИЧЕСКИЙ КАНДИДОЗ

Симптомы острого атрофического кандидоза:

  • Жалобы на сухость и жжение во рту;
  • Боль при жевании, при разговоре;
  • Невозможность открыть рот более широко;
  • Жалобы на чешуйки на губах;
  • На сухость и трещины губ.

Клиника острого атрофического кандидоза:

Клиника острого кандидозного стоматита отличается от клиники острого псевдомембранозного канидоза ОТСУТСТВИЕМ налета.

При остром атрофическом кандидозе слизистая гиперемированная, она прям оооочень красная, ее называют огненной, еще и сухая, что затрудняет открывание полости рта. Налета нет. На языке атрофия сосочков (то есть сглаженность рисунка), язык гладкий и ярко-красный. Могут быть отпечатки зубов на языке. Красная кайма губ гиперемирована, сухая, с наличием серых чешуек. В углах губ – трещины и эрозии.

История болезни кандидозный стоматит История болезни кандидозный стоматит

ХРОНИЧЕСКИЙ ГИПЕРПАСТИЧЕСКИЙ КАНДИДОЗ

Симптомы хронического гиперпластического кандидоза:

  • Жалобы на боль при приеме острой, горячей пищи;
  • Извращение (изменение) вкуса;
  • Жжение во рту.

Клиника хронического гиперплачтиского кандидоза:

На гиперемированной слизистой отмечают появление бляшек («булыжная мостовая»). Бляшки серо- белые, плотно спаянные со слизистой, что при снятии способствует кровоточивости и болезненности. Чаще всего находятся на спинке языке. Могут распростроняться на миндалины, зев, горло и пищевод.

История болезни кандидозный стоматит

ХРОНИЧЕСКИЙ АТРОФИЧЕСКИЙ КАНДИДОЗ

Чаще всего хроничский атрофический кандидоз ставят как диагноз у пациентов с наличием протезов  рту.

Симптомы хронического атрофического кандидоза:

  • Жалобы на жжение;
  • Жалобы на бль при приеме пищи;
  • Жалобы на сухость во рту

Клиника хронического атрофического кандидоза:

Слизистая под протезным ложем отечна и гиперемирована. В отдельных местах легко снимающийся белый налет. При снятии белого налета – гиперемированная поверхность. В углах рта – эрозии, покрытые так же белым налетом. Может отмечаться поражение языка: язык гладкий, сосочки атрофированы, отпечатки зубов на языке. В некоторых случаях отмечают гипертрофию нитевидных сосочков – «черный волосатый язык»

ЛЕЧЕНИЕ КАНДИДОЗНОГО СТОМАТИТА

Лечение кандидозного стоматита должно быть строго индивидуальным. Ведь чаще всего, как я уже говорила раньше, кандидозный стоматит является вторичным заболеванием, поэтому необходимо в первую очередь искать причину и ее устранять.

Лечение кандидозного стоматита должно быть как общим, так и местным.

Общее лечение кандидозного стоматита заключается в:

  • Назначении общеукрепляющей терапии;
  • Назначении противогрибковых препаратов;
  • Назначении диет с исключением сладостей и других углеводов. Пища должна быть богата клетчаткой.

Предпочтение отдают полиеновым антибиотикам как основное средство для лечения кандидозного стоматита. Примерами препаратов будут нистатин, леворин (желательно таблетку рассасывать и выбрасывать, так как полиеновые антибиотики плохо усваиваются организмом). Назначают паралелльно поливитаминные комплексы с витаминами групп В, кальцием и железом. Проводят и десенсебилизирующую терапию препаратми типа димедрол, супрастин.

Местное лечение кандидозного стоматита заключается в:

  • В аппликации слизистой полиеновыми антибиотиками в виде растворов или мазей в течение 14 дней, по 3-4 раза на день;
  • В назначении щелочных аппликаций 2-4% раствором гидрокарбоната натрия.
  • Проводится тщательная санация полости рта, профессиональная гигиена, замена старых и неррациональных ортопедических конструкций.

ПРОФИЛАКТИКА КАНДИДОЗНОГО СТОМАТИТА

Профилактика кандидозного стоматита включает в себя:

  • Грамотное назначение и употреблени антибиотиков, антидепрессантов и тп;
  • Своевременное лечение заболеваний;
  • Планирование беременности;
  • Тщательная уборка комнат;
  • Уотрбеление только мытых овощей и фруктов, свежего мяса и молочных продуктов;
  • Посещать стоматолога не реже 1 раза в полгода;
  • Мамы должны обеспечивать малышу чистый соски, бутылочки, не пренебрегать гигиеной.

Спасибо за прочтение! Берегите себя и своих близких! ????

Статья написана Шидловской Н. специально для сайта OHI-S.COM. Пожалуйста, при копировании материала не забывайте указывать ссылку на текущую страницу.

Источник

Îáñëåäîâàíèå ïàöèåíòà ñ ïîðàæåíèåì êîæè, æàëîáû íà æãó÷óþ áîëü, ïîñòîÿííîãî õàðàêòåðà â îáëàñòè ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîâåðõíîñòè ÿçûêà, ùåê, à òàêæå â óãëàõ ðòà. Äåðìàòîëîãè÷åñêèé ñòàòóñ áîëüíîãî, ïîñòàíîâêà äèàãíîçà: õðîíè÷åñêèé êàíäèäîç ïîëîñòè ðòà.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru//

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru//

ÌÈÍÈÑÒÅÐÑÒÂÎ ÇÄÐÀÂÎÎÕÐÀÍÅÍÈß ÐÅÑÏÓÁËÈÊÈ ÁÅËÀÐÓÑÜ

Ó×ÐÅÆÄÅÍÈÅ ÎÁÐÀÇÎÂÀÍÈß «ÂÈÒÅÁÑÊÈÉ ÃÎÑÓÄÀÐÑÒÂÅÍÍÛÉ ÎÐÄÅÍÀ ÄÐÓÆÁÛ ÍÀÐÎÄΠÌÅÄÈÖÈÍÑÊÈÉ ÓÍÈÂÅÐÑÈÒÅÒ»

Ó×ÅÁÍÀß ÈÑÒÎÐÈß ÁÎËÅÇÍÈ ÄÅÐÌÀÒÎËÎÃÈ×ÅÑÊÎÃÎ ÏÀÖÈÅÍÒÀ

Ïîäãîòîâèëà ñòóäåíòêà 4 êóðñà

2 ãðóïïû ñòîìàòîëîãè÷åñêîãî ôàêóëüòåòà Áåðåçêèíà À.Þ.

Âèòåáñê, 2016

Îáñëåäîâàíèå ïàöèåíòà ñ ïîðàæåíèåì êîæè

Ïàñïîðòíûå äàííûå

Ô.È.Î: _____

Ïîë: ìóæñêîé

Âîçðàñò: 46 ëåò.

Äîìàøíèé àäðåñ: ã.Âèòåáñê, óë.___

Äàòà ïîñòóïëåíèÿ: 11.04.16

Äàòà âûïèñêè: 23.04.16

Êëèíè÷åñêèé äèàãíîç: õðîíè÷åñêèé ãèïåðïëàñòè÷åñêèé êàíäèäîç ïîëîñòè ðòà ñðåäíåé ñòåïåíè òÿæåñòè

Æàëîáû ïàöèåíòà

Áîëüíîé ïðåäúÿâëÿåò æàëîáû íà æãó÷óþ áîëü, ïîñòîÿííîãî õàðàêòåðà â îáëàñòè ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîâåðõíîñòè ÿçûêà, ùåê, à òàêæå â óãëàõ ðòà. Áîëü óñèëèâàåòñÿ ïðè ïðèåìå îñòðîé è êèñëîé ïèùè, ñóõîñòü ïîëîñòè ðòà. Èíîãäà âûïàäàåò âêóñîâàÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü, äèñêîìôîðò ïðè íîøåíèè ïðîòåçà âåðõíåé ÷åëþñòè.

Anamnesis Morbi

Ñ÷èòàåò ñåáÿ áîëüíûì ñ êîíöà ìàðòà 2016 ãîäà , ïîñëå èçãîòîâëåíèÿ ÷àñòè÷íî-ñúåìíîãî ïëàñòèí÷àòîãî ïðîòåçà âåðõíåé ÷åëþñòè, ìíîãîêðàòíûõ êîððåêöèé, îòìå÷àåò ïîÿâëåíèå ÷óâñòâà øåðîõîâàòîñòè è íåçíà÷èòåëüíîé áîëåçíåííîñòè ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ùåê è ÿçûêà, êîòîðûå ñî âðåìåíåì óñèëèâàëèñü. Ïîñëå ÷åãî ïîÿâèëàñü áîëü ïðè ïðèåìå ïèùè, îùóùåíèå ñóõîñòè ïîëîñòè ðòà, ÷óâñòâî ææåíèÿ ùåê è ÿçûêà. Áîëüíîé âïåðâûå îáðàòèëñÿ â äèñïàíñåð è åìó áûëî äàíî íàïðàâëåíèå íà ãîñïèòàëèçàöèþ.

Читайте также:  Гнойная ангина и стоматит у детей

Anamnesis vitae

Ïàöèåíò ðîäèëñÿ â ðàáî÷åé ñåìüå. Ðîñ è ðàçâèâàëñÿ ñîîòâåòñòâåííî âîçðàñòó.  äåòñòâå áîëåë ïðîñòóäíûìè çàáîëåâàíèÿìè, âåòðÿíîé îñïîé. Îáðàçîâàíèå âûñøåå ïåäàãîãè÷åñêîå. Ðàáîòàåò ó÷èòåëåì â ãèìíàçèè ¹8 ã.Âèòåáñêà, èç ïðîôåññèîíàëüíûõ âðåäíîñòåé îòìå÷àåò ñòðåññîâûå ñèòóàöèè. 

Æåíàò, èìååò 2 äåòåé. Ïðîæèâàåò â áëàãîóñòðîåííîé êâàðòèðå. Ìàòåðèàëüíî-áûòîâûå óñëîâèÿ óäîâëåòâîðèòåëüíûå, ïèòàíèå ðåãóëÿðíîå. Âðåäíûå ïðèâû÷êè — êóðåíèå.

Ïåðåíåñåííûå çàáîëåâàíèÿ: ÎÐÂÈ, ÑÄ 2 òèïà

Òóáåðêóëåç, âåíåðè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ îòðèöàåò.

Àëëåðãîàíàìíåç íå îòÿãîùåí. Ñåìåéíûé àíàìíåç íå îòÿãîùåí. Ñî ñëîâ áîëüíîãî , êîæíûìè çàáîëåâàíèÿìè íèêòî èç áëèæàéøèõ ðîäñòâåííèêîâ íå ñòðàäàë .

Îáúåêòèâíîå èññëåäîâàíèå

Îáùåå ñîñòîÿíèå : óäîâëåòâîðèòåëüíîå

Ïîëîæåíèå : àêòèâíîå

Ïîâåäåíèå :àäåêâàòíîå

Òåëîñëîæåíèå : íîðìîñòåíè÷åñêîå

Ñîîòâåòñòâèå ðîñòà è âåñà : ðîñò (178 ñì ) ñîîòâåòñòâóåò âåñó (95 êã )

Êîæíûå ïîêðîâû

Öâåò : áëåäíî -ðîçîâûé

Æèðíîñòü : íå ïîâûøåíà

Âëàæíîñòü : ñíèæåíà

Ýëàñòè÷íîñòü : ñíèæåíà

Ðèñóíîê êîæè : ðåëüåô êîæíîãî ðèñóíêà óñèëåí

Âîëîñû : äåïèãìåíòèðîâàííûå , òîíêèå , ïîâûøåííîãî âûïàäåíèÿ âîëîñ íå îòìå÷åíî

Íîãòè : íîãòåâàÿ ïëàñòèíà íå èçìåíåíà

Ïîäêîæíàÿ êëåò÷àòêà : ðàçâèòà óìåðåííî , ðàñïðåäåëåíà ðàâíîìåðíî .

Ëèìôàòè÷åñêèå óçëû : íå ïàëüïèðóþòñÿ

Òóðãîð òêàíåé : íåñêîëüêî ñíèæåí

Êîñòíî-ìûøå÷íàÿ ñèñòåìà, îðãàíû äûõàíèÿ, ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòàÿ ñèñòåìà,ïèùåâàðèòåëüíàÿ ñèñòåìà,íåðâíàÿ ,ýíäîêðèííàÿ ñèñòåìû,

ìî÷åïîëåâûå îðãàíû áåç ïàòîëîãè÷åñêèõ èçìåíåíèé

Äåðìàòîëîãè÷åñêèé ñòàòóñ

Ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà ãóá â íîðìå.  óãëàõ ðòà íàáëþäàþòñÿ áîëåçíåííûå òðåùèíû ïîêðûòûå áåëîâàòûì íàëåòîì, êîòîðûå íà÷èíàþò êðîâîòî÷èòü ïðè øèðîêîì îòêðûâàíèè ðòà. Ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà ïðåääâåðèÿ, àëüâåîëÿðíûõ îòðîñòêîâ è ìÿãêîãî íåáà áëåñòèò, ãèïåðåìèðîâàíà, îòå÷íà.  îáëàñòè ùåê è ñïèíêè ÿçûêà îòìå÷àåòñÿ íàëè÷èå ïëîòíî ñïàÿííûõ ïðîçðà÷íûõ èëè áåëûõ áëÿøåê ñ íåðîâíûì äíîì è íåïðàâèëüíûìè êðàÿìè. Âîêðóã áëÿøåê âûÿâëÿåòñÿ óçêèé âåí÷èê ãèïåðåìèðîâàííîé ñëèçèñòîé îáîëî÷êè. Áëÿøêè íåâîçìîæíî ñíÿòü ñî ñëèçèñòîé îáîëî÷êè. ßçûê øåðîõîâàòûé, êðàñíîãî öâåòà, ïîêðûòûé áåëîâàòûì íàëåòîì. Ñîñî÷êè íà ïîâåðõíîñòè ÿçûêà ãèïåðòðîôèðîâàíû. Ñëþíà âûäåëÿåòñÿ â ìàëîì êîëè÷åñòâå, âÿçêàÿ è èìååò òÿãó÷èé õàðàêòåð. 

Ñòîìàòîëîãè÷åñêèé ñòàòóñ

Âíåøíèé îñìîòð: êîíôèãóðàöèÿ ëèöà íå èçìåíåíà, ëèöî ñèììåòðè÷íî, áåç ïàòîëîãè÷åñêèõ èçìåíåíèé. 

Ñîñòîÿíèå êîæíûõ ïîêðîâîâ, êðàñíîé êàéìû ãóá: êîæíûå ïîêðîâû ôèçèîëîãè÷åñêîé îêðàñêè, áåç ýëåìåíòîâ âûñûïàíèé. 

Ñîñòîÿíèå âèñî÷íî-íèæíå÷åëþñòíîãî ñóñòàâà: äâèæåíèå ñóñòàâà â ïîëíîì îáúåìå, áåç õðóñòîâ è ùåë÷êîâ, ðîò îòêðûâàåòñÿ íà 6 ñì. 

Ïðåääâåðèå ðòà 6 ñì

Ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà ïðåääâåðèÿ, àëüâåîëÿðíûõ îòðîñòêîâ è ìÿãêîãî íåáà áëåñòèò, ãèïåðåìèðîâàíà, îòå÷íà.  îáëàñòè ùåê è ñïèíêè ÿçûêà îòìå÷àåòñÿ íàëè÷èå ïëîòíî ñïàÿííûõ ïðîçðà÷íûõ èëè áåëûõ áëÿøåê ñ íåðîâíûì äíîì è íåïðàâèëüíûìè êðàÿìè. Âîêðóã áëÿøåê âûÿâëÿåòñÿ óçêèé âåí÷èê ãèïåðåìèðîâàííîé ñëèçèñòîé îáîëî÷êè. Áëÿøêè íåâîçìîæíî ñíÿòü ñî ñëèçèñòîé îáîëî÷êè. ßçûê øåðîõîâàòûé, êðàñíîãî öâåòà, ïîêðûòûé áåëîâàòûì íàëåòîì. Ñîñî÷êè íà ïîâåðõíîñòè ÿçûêà ãèïåðòðîôèðîâàíû.

Ïðèêóñ îðòîãíàòè÷åñêèé. 

Èíäåêñíàÿ îöåíêà: GI=2 (ãèíãèâèò ñðåäíåé òÿæåñòè), OHIS= 1.3 (óäîâëåòâîðèòåëüíûé óðîâåíü ãèãèåíû). Ïàöèåíò íóæäàåòñÿ â òåðàïåâòè÷åñêîì ëå÷åíèè.

Îáîñíîâàíèå îñíîâíîãî äèàãíîçà

Íà îñíîâàíèè æàëîá áîëüíîãî (íà æãó÷óþ áîëü, ïîñòîÿííîãî õàðàêòåðà â îáëàñòè ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîâåðõíîñòè ÿçûêà, ùåê, à òàêæå â óãëàõ ðòà, óñèëèâàþùóþñÿ ïðè ïðèåìå îñòðîé è êèñëîé ïèùè, ñóõîñòü ïîëîñòè ðòà, äèñêîìôîðò ïðè íîøåíèè ïðîòåçà âåðõíåé ÷åëþñòè) , èñòîðèè ðàçâèòèÿ çàáîëåâàíèÿ (íà÷àëîñü ïîñëå èçãîòîâëåíèÿ ïðîòåçà âåðõíåé ÷åëþñòè ñ ïîÿâëåíèå ÷óâñòâà øåðîõîâàòîñòè è íåçíà÷èòåëüíîé áîëåçíåííîñòè ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ùåê è ÿçûêà, êîòîðûå ñî âðåìåíåì óñèëèâàëèñü. Ïîñëå ÷åãî ïîÿâèëàñü áîëü ïðè ïðèåìå ïèùè, îùóùåíèå ñóõîñòè ïîëîñòè ðòà, ÷óâñòâî ææåíèÿ ùåê è ÿçûêà) , àíàìíåçà (ñàõàðíûé äèàáåò 2 òèïà) è îáúåêòèâíîãî îáñëåäîâàíèÿ (íàéäåíû õàðàêòåðíûå ìîðôîëîãè÷åñêèå ýëåìåíòû â âèäå ïëîòíî ñïàÿííûõ ïðîçðà÷íûõ èëè áåëûõ áëÿøåê ñ íåðîâíûì äíîì è íåïðàâèëüíûìè êðàÿìè, âîêðóã êîòîðûõ âûÿâëÿåòñÿ óçêèé âåí÷èê ãèïåðåìèðîâàííîé ñëèçèñòîé îáîëî÷êè, áëÿøêè íåâîçìîæíî ñíÿòü ñî ñëèçèñòîé îáîëî÷êè) ìîæíî ïðåäïîëîæèòü äèàãíîç : õðîíè÷åñêèé ãèïåðïëàñòè÷åñêèé êàíäèäîç ïîëîñòè ðòà ñðåäíåé ñòåïåíè òÿæåñòè

êàíäèäîç ðîò æàëîáà

Äèôôåðåíöèàëüíûé äèàãíîç

Âîðñèí÷àòûé (÷åðíûé âîëîñàòûé) ÿçûê (lingua pilosa nigra) — îñîáàÿ ôîðìà ãëîññèòà, êîòîðóþ íåêîòîðûå àâòîðû ñâÿçûâàþò ñ êàíäèäîçíîé èíôåêöèåé. Äðóãèå [Àðèåâè÷ À. Ì. è Ñòåïàíèùåâà Ç.Ã., 1965] ðàññìàòðèâàþò åãî êàê òîêñè÷åñêèé ñòîìàòèò, îñëîæíåííûé âòîðè÷íûì êàíäèäîçîì.

Çàáîëåâàíèå âñòðå÷àåòñÿ ïðåèìóùåñòâåííî ó ìóæ÷èí ñðåäíåãî è ïîæèëîãî âîçðàñòà. Õàðàêòåðèçóåòñÿ ðàçðàñòàíèåì è îðîãîâåíèåì íèòåâèäíûõ ñîñî÷êîâ ñðåäíåé è çàäíåé òðåòè ÿçûêà. Íèòåâèäíûå ñîñî÷êè óäëèíÿþòñÿ, èíîãäà äîñòèãàÿ 2 — 3 ìì, ïðèîáðåòàþò ñåðîâàòî-êîðè÷íåâûé èëè ÷åðíûé öâåò. Î÷àãè ïîðàæåíèÿ èìåþò îâàëüíóþ èëè òðåóãîëüíóþ ôîðìó è ðàñïîëàãàþòñÿ ïî ñðåäíåé ëèíèè. Áîêîâûå ïîâåðõíîñòè è êîí÷èê ÿçûêà îñòàþòñÿ ñâîáîäíûìè îò ðàçðàñòàíèè.

Ðîìáîâèäíûé ãëîññèò (glossitis mediana rhombica) — õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîÿâëåíèåì â äèñòàëüíîé òðåòè ÿçûêà î÷àãà ïîðàæåíèÿ ðîìáîâèäíîé ôîðìû, ïðèïîäíÿòîãî íàä óðîâíåì ñëèçèñòîé îáîëî÷êè èëè óïëîùåííîãî. Ïîâåðõíîñòü î÷àãà ãëàäêàÿ, ëèøåííàÿ ñîñî÷êîâ, êðàñíàÿ, ÷åòêî îòãðàíè÷åííàÿ îò îêðóæàþùèõ òêàíåé. Ôîðìà ïîðàæåíèÿ íå èçìåíÿåòñÿ â òå÷åíèå äëèòåëüíîãî ïåðèîäà âðåìåíè, íî î÷àã ïîðàæåíèÿ èçðåäêà âîñïàëÿåòñÿ, ÷òî ñîïðîâîæäàåòñÿ ãèïåðïëàçèåé ýïèòåëèÿ è ãèïåðêåðàòîçîì.  íàñòîÿùåå âðåìÿ ðîìáîâèäíûé ÿçûê ðàññìàòðèâàåòñÿ êàê âðîæäåííîå çàáîëåâàíèå; íå èñêëþ÷àåòñÿ òàêæå ðîëü Ñ. albicans â åãî ýòèîëîãèè.

Ãåîãðàôè÷åñêèé ÿçûê (äåñêâàìàòèâíûé ãëîññèò) õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîÿâëåíèåì ó÷àñòêîâ äåñêâàìàöèè ýïèòåëèÿ íèòåâèäíûõ ñîñî÷êîâ, ïî ïåðèôåðèè êîòîðûõ èìååòñÿ ïîëîñà îðîãîâåâøåãî ýïèòåëèÿ: Êëèíè÷åñêè îòìå÷àåòñÿ ïîÿâëåíèå ìíîæåñòâåííûõ ïÿòåí, âíà÷àëå ñåðîâàòîãî, à çàòåì êðàñíîâàòîãî öâåòà. Ýòè ïÿòíà îòãðàíè÷åíû äðóã îò äðóãà æåëòîâàòî-ñåðûìè âàëèêàìè, ñîñòîÿùèìè èç íèòåâèäíûõ ñîñî÷êîâ. Ñëèâàÿñü, ïÿòíà ñîçäàþò íà ÿçûêå ðèñóíîê íåïðàâèëüíûõ î÷åðòàíèé, íàïîìèíàþùèé ãåîãðàôè÷åñêóþ êàðòó. Äëÿ òå÷åíèÿ áîëåçíè õàðàêòåðíà áûñòðàÿ ñìåíà ïðîöåññîâ äåñêâàìàöèè ýïèòåëèÿ íà åãî îðîãîâåíèå òî â îäíèõ, òî â äðóãèõ ìåñòàõ ÿçûêà. Âñëåäñòâèå ýòîãî ôîðìà è ëîêàëèçàöèÿ î÷àãîâ ïîðàæåíèÿ ìîãóò èçìåíÿòüñÿ â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ äíåé è äàæå ÷àñîâ.

Ëåéêîïëàêèÿ ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé îðîãîâåíèå ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ðòà è êðàñíîé êàéìû ãóá, ñîïðîâîæäàþùååñÿ âîñïàëåíèåì, âîçíèêàþùåå, êàê ïðàâèëî, â îòâåò íà õðîíè÷åñêîå ýêçîãåííîå ðàçäðàæåíèå è ÿâëÿþùååñÿ ôàêóëüòàòèâíûì ïðåäðàêîì. ×àùå âñåãî ëåéêîïëàêèÿ ëîêàëèçóåòñÿ íà ñëèçèñòîé îáîëî÷êå ùåê, ïðåèìóùåñòâåííî ó óãëîâ ðòà, íà íèæíåé ãóáå, ðåæå íà ÿçûêå (íà ñïèíêå èëè áîêîâîé ïîâåðõíîñòè). Îðîãîâåíèå ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïðèâîäèò âíà÷àëå ê èçìåíåíèþ öâåòà åå îòäåëüíûõ ó÷àñòêîâ (îò áåëîãî äî ñåðîâàòî-áåëîãî); çàòåì ðàçâèâàåòñÿ ãèïåðïëàçèÿ ýïèòåëèÿ (ëåéêîïëàêèÿ) è, íàêîíåö, ìåòàïëàçèÿ ýïèòåëèÿ (ðàê)

Читайте также:  Стоматит у новорожденного 1 месяц

Ëåéêîïëàêèÿ êóðèëüùèêîâ Òàïïåéíåðà âîçíèêàåò íà ñëèçèñòîé îáîëî÷êå òâåðäîãî íåáà ó êóðèëüùèêîâ (îñîáåííî òðóáêè).  ýòîì ñëó÷àå ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà òâåðäîãî í¸áà ïðåäñòàâëÿåòñÿ ñåðîâàòî-áåëîé, ÷àñòî ñêëàä÷àòîé. Íà ýòîì ôîíå õîðîøî âèäíû êðàñíûå òî÷êè — çèÿþùèå óñòüÿ âûâîäíûõ ïðîòîêîâ ìåëêèõ ñëþííûõ æåëåç. Èíîãäà ýòè òî÷êè ðàñïîëàãàþòñÿ íà íåáîëüøèõ óçåëêàõ ïîëóøàðîâèäíîé ôîðìû, ÷òî ïðèäàåò âíåøíåìó âèäó î÷àãà ïîðàæåíèÿ ñõîäñòâî ñ áóëûæíîé ìîñòîâîé.

«Âîëîñàòàÿ» ëåéêîïëàêèÿ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîëîñòè ðòà — ñâîåîáðàçíîå çàáîëåâàíèå, êîòîðîå îïèñàíî òîëüêî ó áîëüíûõ, èíôèöèðîâàííûõ ÂÈ×. Êëèíè÷åñêè îíî ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé óòîëùåíèå ñëèçèñòîé îáîëî÷êè áåëîãî öâåòà ñ íå÷åòêèìè ãðàíèöàìè. Î÷àãè ïîðàæåíèÿ èìåþò íåðîâíóþ, ñìîðùåííóþ («ãîôðèðîâàííóþ») ïîâåðõíîñòü çà ñ÷åò íèòåâèäíûõ ðàçðàñòàíèè ýïèòåëèÿ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè, êîòîðàÿ êàê áû ïîêðûâàåòñÿ âîëîñêàìè. Íàèáîëåå òèïè÷íûì ìåñòîì ëîêàëèçàöèè ÿâëÿåòñÿ êðàåâàÿ çîíà ÿçûêà, ðåæå ïðîöåññ çàíèìàåò âñþ åãî ïîâåðõíîñòü è ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ íà ñëèçèñòóþ îáîëî÷êó ùåê.

Êðàñíûé ïëîñêèé ëèøàé èçðåäêà èçîëèðîâàííî ïîðàæàåò ñëèçèñòóþ îáîëî÷êó ïîëîñòè ðòà. Âûñûïàíèÿ ðàñïîëàãàþòñÿ íà ñëèçèñòîé îáîëî÷êå ùåê, îñîáåííî ïî ëèíèè ñìûêàíèÿ çóáîâ èëè íà ñïèíêå ÿçûêà. Îíè ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé ìåëêèå, âåëè÷èíîé äî 2 ìì â äèàìåòðå, óçåëêè áåëîâàòî-ïåðëàìóòðîâîãî èëè ñåðîâàòî-áåëîãî öâåòà, êîòîðûå ñëèâàþòñÿ ìåæäó ñîáîé, îáðàçóÿ ñâîåîáðàçíóþ ñåòêó, ëèíèè, äóãè, êðóæåâíûå ðèñóíêè. Íà ÿçûêå ïàïóëû êðàñíîãî ïëîñêîãî ëèøàÿ îáðàçóþò ñïëîøíûå ó÷àñòêè, íàïîìèíàþùèå ëåéêîïëàêèþ, íî îíè, êàê ïðàâèëî, ñî÷åòàþòñÿ ñ íàëè÷èåì ñåòêè íà ñëèçèñòîé îáîëî÷êå ùåê. Ïîðàæåíèå ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîëîñòè ðòà íåðåäêî ñî÷åòàåòñÿ ñ âûñûïàíèÿìè êðàñíîãî ïëîñêîãî ëèøàÿ íà êðàñíîé êàéìå ãóá, ïðè÷åì êîæà îêîëî ãóá íå ïîðàæàåòñÿ.

Ïàïóëåçíûé ñèôèëèä ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê âñòðå÷àåòñÿ íàèáîëåå ÷àñòî ïðè âòîðè÷íîì ðåöèäèâíîì ñèôèëèñå, îñîáåííî ó æåíùèí. Ñèôèëèòè÷åñêèå ïàïóëû ëîêàëèçóþòñÿ ïðåèìóùåñòâåííî íà ÿçûêå, â óãëàõ ðòà, íà ïðèëåãàþùåé ÷àñòè ñëèçèñòîé îáîëî÷êå ãóá è ùåê, ðåæå íà íåáíûõ äóæêàõ.  îòëè÷èå îò âûñûïàíèé êàíäèäîçíîé èíôåêöèè â îñíîâå ñèôèëèòè÷åñêèõ ïàïóë ëåæèò ïëîòíûé èíôèëüòðàò, çà ñ÷åò ÷åãî îíè âîçâûøàþòñÿ íàä óðîâíåì ñëèçèñòîé îáîëî÷êè, èìåþò îêðóãëóþ èëè îâàëüíóþ ôîðìó è ÷åòêèå ãðàíèöû. Íàèáîëüøèå äèàãíîñòè÷åñêèå òðóäíîñòè ïðåäñòàâëÿþò íà÷àëüíûå ñòàäèè ïàïóëåçíîãî ñèôèëèäà, êîãäà îí íå ñòîëüêî èçìåíÿåò ðåëüåô ñëèçèñòîé îáîëî÷êè, ñêîëüêî åå öâåò, êîòîðûé ïðåäñòàâëÿåòñÿ ñåðîâàòî-ìîëî÷íûì («îïàëîâûì»). Ïàïóëû èìåþò ìåëêî-çåðíèñòóþ, áàðõàòèñòóþ ïîâåðõíîñòü, â èõ ïåðèôåðè÷åñêîé çîíå îòìå÷àåòñÿ óçêèé îò÷åòëèâûé âåí÷èê ôèîëåòîâî-êðàñíîãî öâåòà. Ïàïóëû ïîñòåïåííî ðàçðàñòàþòñÿ â áëÿøêè, ïðè÷åì öåíòðàëüíàÿ èõ ÷àñòü îñòàåòñÿ «îïàëîâîé», à ïåðèôåðè÷åñêàÿ ñîõðàíÿåò ôèîëåòîâî-êðàñíûé âàëèê. Ýðîçèðîâàíèå è èçúÿçâëåíèå ïàïóë ìîæåò íàáëþäàòüñÿ â öåíòðàëüíîé ÷àñòè, ïåðèôåðè÷åñêèé êðàñíûé âàëèê ïðè ýòîì ñîõðàíÿåòñÿ.

«Îáëîæåííûé ÿçûê». Ýòèì òåðìèíîì îáîçíà÷àþò ïîÿâëåíèå íàëåòîâ ñåðîâàòîãî èëè ñåðîâàòî-æåëòîãî öâåòà íà ñëèçèñòîé îáîëî÷êå ÿçûêà ó äëèòåëüíî ëèõîðàäÿùèõ áîëüíûõ, îñîáåííî ñòðàäàþùèõ çàáîëåâàíèÿìè îðãàíîâ æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà. Äèàãíîç óñòàíàâëèâàåòñÿ íà îñíîâàíèè îòñóòñòâèÿ äðîææåïîäîáíûõ ãðèáîâ â ñîñêîáå ñ î÷àãîâ ïîðàæåíèÿ ïðè ìèêðîñêîïè÷åñêîì èññëåäîâàíèè.

Îáùèå ïðèíöèïû ëå÷åíèÿ

Áîëüíîìó ïîêàçàíî èçãîòîâëåíèå ýëàñòè÷íîãî íåéëîíîâîãî ïðîòåçà.

Îñíîâîïîëàãàþùèì ìîìåíòîì â ëå÷åíèè ÿâëÿåòñÿ ìåäèêàìåíòîçíàÿ ïðîòèâîãðèáêîâàÿ òåðàïèÿ, êîòîðàÿ ìîæåò áûòü ñèñòåìíîé è ìåñòíîé. Ïðåïàðàòû äëÿ ìåñòíîãî ëå÷åíèÿ äåëÿòñÿ íà àíòèìèêîòèêè è àíòèñåïòèêè.

Íàèáîëåå ÷àñòî íàçíà÷àþò ìèðàìèñòèí, öåòèëïèðèäèíèÿ õëîðèä, òðèêëîçàí, õëîðãåêñèäèíà áèãëþêîíàò, ãåêñåòèäèí, ñàíãâèðèòðèí. Íåêîòîðûå èç ýòèõ àíòèñåïòèêîâ, êðîìå òîãî, ÷òî îñëàáëÿþò ïàòîãåííûå ñâîéñòâà ãðèáêîâ è ñïîñîáñòâóþò óìåíüøåíèþ îáñåìåíåííîñòè ïîëîñòè ðòà ãðèáàìè, åùå ïîäàâëÿþò âîñïàëèòåëüíûå ÿâëåíèÿ.

Òàáëèöà «Ëåêàðñòâåííûå ïðåïàðàòû äëÿ ëå÷åíèÿ ãðèáêîâîé èíôåêöèè ïîëîñòè ðòà è óãîëêîâ ðòà»:

Ïðåïàðàò

Ñõåìà íàçíà÷åíèÿ

Àíòèñåïòèêè

Õëîðãåêñèäèíà áèãëþêîíàò

6-8 ïîëîñêàíèé ïî 1 ìèíóòå (10 ìë.)

Ñàíãâèðèòðèí

2-3 îðîøåíèÿ â ñóòêè

Îðàëñåïò

Ïðåïàðàò ðàñïûëÿþò â ïîëîñòü ðòà êàæäûå 4-6 ÷àñîâ

Àíòèìèêîòèêè ìåñòíîãî íàçíà÷åíèÿ

Êàíåñòåí (êðåì)

Àïïëèêàöèè 2-3 ðàçà â äåíü

Íèñòàòèí (ìàçü èëè âîäíàÿ ñóñïåíçèÿ)

4 àïïëèêàöèè â äåíü ïî 30 ìèíóò, ïîëîñêàíèÿ ïî 1 ìèí. (íà îäèí ðàç 5-10 ìë.)

Êëîòðèìàçîë (ñïðåé)

Îðîøåíèÿ ñëèçèñòîé

Àìôîòåðèöèí

Ïîëîñêàíèÿ è àïïëèêàöèè 4 ðàçà â äåíü ïî 1 ìë

Àíòèìèêîòèêè äëÿ ñèñòåìíîé òåðàïèè

Ôëóêîíàçîë

50-100 ìã. â äåíü (äëèòåëüíîñòü — 10 äíåé)

Êåòîêîíàçîë

200-400 ìã. â ñóòêè (äëèòåëüíîñòü — ìàêñèìóì 10 äíåé)

Äèôëþêàí

10-14 äíåé â äîçå îò 50 äî 200 ìã. Óòðîì

Ýïèêðèç

Ïàöèåíò ___ áîëåí â òå÷åíèå 2 íåäåëü .  äåðìàòîëîãè÷åñêóþ êëèíèêó ïîñòóïèë ñ æàëîáàìè íà æãó÷óþ áîëü, ïîñòîÿííîãî õàðàêòåðà â îáëàñòè ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîâåðõíîñòè ÿçûêà, ùåê, à òàêæå â óãëàõ ðòà, óñèëèâàþùóþñÿ ïðè ïðèåìå îñòðîé è êèñëîé ïèùè, ñóõîñòü ïîëîñòè ðòà, äèñêîìôîðò ïðè íîøåíèè ïðîòåçà âåðõíåé ÷åëþñòè.

Óñòàíîâëåí äèàãíîç : õðîíè÷åñêèé ãèïåðïëàñòè÷åñêèé êàíäèäîç ïîëîñòè ðòà ñðåäíåé ñòåïåíè òÿæåñòè

Ïîëó÷àë ëå÷åíèå :

1. Ñàíãâèðèòðèí — 2-3 îðîøåíèÿ â ñóòêè

2. Êàíåñòåí (êðåì) — àïïëèêàöèè 2-3 ðàçà â äåíü

3. Ôëóêîíàçîë — 75 ìã. â äåíü (äëèòåëüíîñòü — 10 äíåé)

Çà âðåìÿ êóðàöèè âûÿâèëàñü ïîëîæèòåëüíàÿ äèíàìèêà â òå÷åíèè

çàáîëåâàíèÿ : áîëüíîãî çíà÷èòåëüíî ìåíüøå áåñïîêîèò áîëü è ææåíèå , ýëåìåíòû ïîðàæåíèÿ íå ïðîãðåññèðóþò .

Îáùåå ñîñòîÿíèå áîëüíîãî îñòàâàëîñü íîðìàëüíûì. Ïðè îáúåêòèâíîì èññëåäîâàíèè âñåõ ñèñòåì çíà÷èòåëüíûõ îòêëîíåíèé îò íîðìû îáíàðóæåíî íå áûëî .

Ïðîãíîç

Ïðè óñëîâèè ïðàâèëüíîãî ëå÷åíèÿ ïðîãíîç ìîæíî ñ÷èòàòü áëàãîïðèÿòíûì.

Ïðîôèëàêòèêà çàáîëåâàíèÿ

Ïðîôèëàêòèêà êàíäèäîçà ïîëîñòè ðòà âêëþ÷àåò óêðåïëåíèå çäîðîâüÿ è çàêàëèâàíèå îðãàíèçìà, ïðàâèëüíûé ðåæèì ïèòàíèÿ, ñàíàöèþ ïîëîñòè ðòà, ñîáëþäåíèå ïðàâèë ëè÷íîé è îáùåé ãèãèåíû, ñâîåâðåìåííîå âûÿâëåíèå è ëå÷åíèå äèñáàêòåðèîçà, íåäîïóñòèìîñòü ñàìîëå÷åíèÿ ëåêàðñòâåííûìè ïðåïàðàòàìè, ñîáëþäåíèå ñàíèòàðíî-ãèãèåíè÷åñêîãî ðåæèìà íà ïðåäïðèÿòèÿõ ïèùåâîé ïðîìûøëåííîñòè è â ìåäèöèíñêèõ ó÷ðåæäåíèÿõ. Âàæíî îñóùåñòâëÿòü ëèêâèäàöèþ î÷àãîâ êàíäèäîçíîé èíôåêöèè ó áåðåìåííûõ æåíùèí è ïðàâèëüíûé ãèãèåíè÷åñêèé óõîä çà ãðóäíûìè äåòüìè.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник