История болезни кандидозный стоматит
Кандидозный стоматит, оральный кандидоз, кандидоз слизистой полости рта, а в простонародье — молочница – все это синонимы одного и того же заболевания, причиной которой является дрожжеподобные грибы. Казалось бы, в ротовой полости всего хватает (!самая грязная среда в организме!), но точно не грибы. Но нет, эти грибочки живут себе на эпителии и при наличии условий превращаются в патогены. В статье рассмотрим этиологию, симптомы и диагностику кандидозного стоматита.
ЭТИОЛОГИЯ КАНДИДОЗНОГО СТОМАТИТА
Этиология канидозного стоматита, как вы могли понять выше, проста. То есть причиной кандидозного стоматита дрожжеподобные грибы рода Candida. Давайте – ка с ними и познакомимся. Эти грибы относят к несовершенным грибам, ДЕЙТЕРОМИЦЕТАМ,которые имеют сложное строение. Во – первых, у них есть клеточная стенка, которая состоит из 5-6 слоев, во-вторых, есть перфоративный орган, воздействующий на клетки хозяина, в-третьих, имеет существенные отличия в сравнении с другими дрожжеподобными грибами.
Отличие грибов рода Candida от других дрожжеподобных грибов в следующем:
- Способность расти в среде с температурой 30 -37 градусов цельсия;
- Оптимальная среда — слабокислая/кислая (pH = 5,8 – 6,5)$
- Способность ферментатировать углеводы (основной источник питания);
- Аэробы (любят кислород);
- Выбирают среды с гликогеном.
Вообще кандиды условно –патогенные грибы, это значит, что при отстутствии факторов,они в принципе безопасны. Но как только проиходит изменения в этом балансе, они становятся патогенными. То есть нужно знать и понимать, какие именно условия приводят к активации патогенности грибов рода Candida. Ведь здесь главную роль играют не факторы патогенности, а состояние иммунной защиты человеческого организма. Конечно, патогенность грибов рода Candida для животных и человека различна. Для человека наиболее опасной является Candida albicans, для детей – Candida tropicalis.
ПРЕДРАСПОЛАГАЮЩИЕ ФАКТОРЫ К КАНДИДОЗНОМУ СТОМАТИТУ
Факторы, которые способствуют активации патогенных факторов кандидами, следующие:
- Снижение защитных сил организма – иммунитета (и кто еще помнит что-либо, то уточню: именно клеточного иммунитета);
- Наличие врожденных или приобретенных иммунодефицитов;
- Нарушения обменных процессов, эндокринные нарушения (например, сахарный диабет, аменорея, железодефицитные состояния и тп)
- Авитаминозы (в особенсти по витаминам В1, В2, В12, которые участвуют в подавлении действия микроорганизмов)
- Острые инфекционные заболевания, либо же обострения хронических заболеваний;
- Заболевания женских половых органов;
- Длительный прием оральных контрацептивов;
- Беременность;
- Ожоги больших размеров;
- Рахит;
- Недоношенность;
- Онкология;
- Болезни желудочно – кишечного тракта;
- Прием антибиотиков, больших доз наркотиков, иммунодепрессантов;
- Уловия труда. Было замечено, что люди, работающие на гидролизно-дрожжевых заводах, на заводах по производстве антибиотиков, пива и других алкогольных напитков, чаще других болеют кандидозным стоматитом;
- Несоблюдение правил личной гигиены;
- Несоблюдение чистоты и порядка в предметах домашнего обиходы (кандиды могут находится на детских игрушках, тарелках, чашках и тп);
- Употребление немытых овощей, фруктов;
- У детей – грудничков чаще всего кандидозный стоматит образуется при их перегревании, то есть при ношении тесных пижамок, объемное пеленание и тп.
- Икусственное вскармливание детей до 6 месяцев;
- Ятрогенные факторы: острые крач пломб, неправльно подогнанные зубные протезы, химические ожоги формалином, мышьяковистыми пастами и тп. То есть все, что приводит к нарушению целостности слизистой полости рта.
Как видно, причин и фактоов к активации Кандид, очень много. Поэтому подход к лечению должен быть адекватным, и лечить в первую очередь нужно ПРИЧИНУ, а уж потом и проявления.
ПАТОГЕНЕЗ КАНДИДОЗНОГО СТОМАТИТА
Патогенез кандидозного стоматита достаточно прост: гриб располагается на поверхности слизистой полости рта либо на поверхности кожи, и при отсутствии повреждения или провоцирующих факторов — не проникает внутрь эпителия; при наличии, понятно, проникает и начинается видимая патология.
Однако, это только два из ПЯТИ механизмов действия грибов на организм. Кандидоз – это очень серьезная проблема, ведь он способен распростроняться и на органы. Так,после проникновения в эпителий, Кандида способна взаимодействовать с макрофагами и нейтрофилами. После чего проникает в клетки таких органов как печень, сердце,почки – образуются гранулемы. И самый последний и зловещий этап – проникновение в кровь и развитие кандидемии. После чего наступает смерть.
Поэтому, дабы этого не допустить, читаем дальше и запоминаем J
КЛАССИФИКАЦИЯ КАНДИДОЗНОГО СТОМАТИТА
- Классификация кандидозного стоматита по МКБ -10:
- АОО-В99 Некоторые инфекционные и паразитарные болезни;
- В35-В49 Микозы;
- В37 Кандидоз
- В37.0 Кандидозный стоматит – молочница полости рта.
- Классификация кандидозного стоматита Н.Д.Шеклаков:
- Поверхностный кандидоз слизистых оболочек, кожи, ногтей;
- Хронический генерализованный (гранулематозный) кандидоз;
- Висцеральный (системный) кандидоз.
- По течению:
- Острый псевдомембранозный кандидоз (молочница);
- Острый атрофический кандидоз;
- Хронический гиперпластичесий кандидоз;
- Хронический атрофический кандидоз.
СИМПТОМЫ КАНДИДОЗНОГО СТОМАТИТА
В дальнейшем мы рассмотрим симптомы кандидозного стоматита, даже каждую форму отдельно. Здесь я только укажу общие симптомы, с которыми может обратиться за помощью пациент.
Симтомы кандидозного стоматита:
- Боль при приеме пищи;
- Боль в покое;
- Жжение;
- Зуд;
- Сухость ротовой полости;
- Неприятный запах изо рта;
- Наличие пятен на слизистой;
- Извращение (изменение) вкуса;
- Кровоточивость десен;
- Увеличение лимфатическх узлов;
- Повышение температуры тела;
Чаще всего ранки располагаются на слизистой оболочке щек, небных миндалин и губ со внутренней стороны. Реже всего на языке и под языком.
ДИАГНОСТИКА КАНДИДОЗНОГО СТОМАТИТА
Диагностика кандидозного стоматита будет основываться на основании данных пациента и клинического осмтра специалистом. Кроме этого, для подтверждения диагноза КАНДИДОЗНЫЙ стоматит необходимо проводить лабораторную диагностику. Для этого делаю соскоб (мазок) с поверхности и отсылают в лабораторию. В лаборатории материалы исследуются в 2 направлениях:
- Посевы на питательные среды — среда Сабуро, сусло – агар или кандида – агар;
- Микроскопия окрашенных мазков.
Выделение 300 колоний в 1 мл говорит о кандидоносительстве. Обнаружение большего числа колоний при первичном посеве указывает на кандидоз. Но диагноз подтвердится только при повторном посеве и когда числа будут выше,чем 300 колоний на 1 мл.
ОСТРЫЙ ПСЕВДОМЕМБРАНОЗНЫЙ КАНДИДОЗ
Острый псевдомембранозный кандидоз является самой частой формой кандидоза слизистой оболочки ротовой полости. Имено острый псевдомембранозный кандидоз и есть молочница, а не какие-либо другие виды кандидоза. Это я к тому, что не любой стоматит или кандидоз – молчница. Чаще болеют грудничик и ослабленные взрослые.
Симптомы острого псевдомембраозного канидоза:
- Жалобы на отказ ребенка от вскармливания;
- Дети вялые и капризные;
- Жалобы на боль при приеме пищи, жжение и сухость во рту.
Клиника острого псевдомембраозного канидоза:
На слизистой оболочке полости рта — белые либо же сине- белые пятна – налет, на подобие «творожистых масс». Которые в некоторых случаях легко соскабливаются и обнажается гиперемированная поверхность. В других случаях налет трудно соскабливается, кровоточит, открывается эрозированная поверхность. Процесс чаще затрагивает язык, небо, губы, но может распростроняться на глотку, гортань и пищевод. При отсутсвии леченияострый псевдомембранозный кандидоз переходит в острый атрофический кандидоз.
ОСТРЫЙ АТРОФИЧЕСКИЙ КАНДИДОЗ
Симптомы острого атрофического кандидоза:
- Жалобы на сухость и жжение во рту;
- Боль при жевании, при разговоре;
- Невозможность открыть рот более широко;
- Жалобы на чешуйки на губах;
- На сухость и трещины губ.
Клиника острого атрофического кандидоза:
Клиника острого кандидозного стоматита отличается от клиники острого псевдомембранозного канидоза ОТСУТСТВИЕМ налета.
При остром атрофическом кандидозе слизистая гиперемированная, она прям оооочень красная, ее называют огненной, еще и сухая, что затрудняет открывание полости рта. Налета нет. На языке атрофия сосочков (то есть сглаженность рисунка), язык гладкий и ярко-красный. Могут быть отпечатки зубов на языке. Красная кайма губ гиперемирована, сухая, с наличием серых чешуек. В углах губ – трещины и эрозии.
ХРОНИЧЕСКИЙ ГИПЕРПАСТИЧЕСКИЙ КАНДИДОЗ
Симптомы хронического гиперпластического кандидоза:
- Жалобы на боль при приеме острой, горячей пищи;
- Извращение (изменение) вкуса;
- Жжение во рту.
Клиника хронического гиперплачтиского кандидоза:
На гиперемированной слизистой отмечают появление бляшек («булыжная мостовая»). Бляшки серо- белые, плотно спаянные со слизистой, что при снятии способствует кровоточивости и болезненности. Чаще всего находятся на спинке языке. Могут распростроняться на миндалины, зев, горло и пищевод.
ХРОНИЧЕСКИЙ АТРОФИЧЕСКИЙ КАНДИДОЗ
Чаще всего хроничский атрофический кандидоз ставят как диагноз у пациентов с наличием протезов рту.
Симптомы хронического атрофического кандидоза:
- Жалобы на жжение;
- Жалобы на бль при приеме пищи;
- Жалобы на сухость во рту
Клиника хронического атрофического кандидоза:
Слизистая под протезным ложем отечна и гиперемирована. В отдельных местах легко снимающийся белый налет. При снятии белого налета – гиперемированная поверхность. В углах рта – эрозии, покрытые так же белым налетом. Может отмечаться поражение языка: язык гладкий, сосочки атрофированы, отпечатки зубов на языке. В некоторых случаях отмечают гипертрофию нитевидных сосочков – «черный волосатый язык»
ЛЕЧЕНИЕ КАНДИДОЗНОГО СТОМАТИТА
Лечение кандидозного стоматита должно быть строго индивидуальным. Ведь чаще всего, как я уже говорила раньше, кандидозный стоматит является вторичным заболеванием, поэтому необходимо в первую очередь искать причину и ее устранять.
Лечение кандидозного стоматита должно быть как общим, так и местным.
Общее лечение кандидозного стоматита заключается в:
- Назначении общеукрепляющей терапии;
- Назначении противогрибковых препаратов;
- Назначении диет с исключением сладостей и других углеводов. Пища должна быть богата клетчаткой.
Предпочтение отдают полиеновым антибиотикам как основное средство для лечения кандидозного стоматита. Примерами препаратов будут нистатин, леворин (желательно таблетку рассасывать и выбрасывать, так как полиеновые антибиотики плохо усваиваются организмом). Назначают паралелльно поливитаминные комплексы с витаминами групп В, кальцием и железом. Проводят и десенсебилизирующую терапию препаратми типа димедрол, супрастин.
Местное лечение кандидозного стоматита заключается в:
- В аппликации слизистой полиеновыми антибиотиками в виде растворов или мазей в течение 14 дней, по 3-4 раза на день;
- В назначении щелочных аппликаций 2-4% раствором гидрокарбоната натрия.
- Проводится тщательная санация полости рта, профессиональная гигиена, замена старых и неррациональных ортопедических конструкций.
ПРОФИЛАКТИКА КАНДИДОЗНОГО СТОМАТИТА
Профилактика кандидозного стоматита включает в себя:
- Грамотное назначение и употреблени антибиотиков, антидепрессантов и тп;
- Своевременное лечение заболеваний;
- Планирование беременности;
- Тщательная уборка комнат;
- Уотрбеление только мытых овощей и фруктов, свежего мяса и молочных продуктов;
- Посещать стоматолога не реже 1 раза в полгода;
- Мамы должны обеспечивать малышу чистый соски, бутылочки, не пренебрегать гигиеной.
Спасибо за прочтение! Берегите себя и своих близких! ????
Статья написана Шидловской Н. специально для сайта OHI-S.COM. Пожалуйста, при копировании материала не забывайте указывать ссылку на текущую страницу.
Источник
Îáñëåäîâàíèå ïàöèåíòà ñ ïîðàæåíèåì êîæè, æàëîáû íà æãó÷óþ áîëü, ïîñòîÿííîãî õàðàêòåðà â îáëàñòè ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîâåðõíîñòè ÿçûêà, ùåê, à òàêæå â óãëàõ ðòà. Äåðìàòîëîãè÷åñêèé ñòàòóñ áîëüíîãî, ïîñòàíîâêà äèàãíîçà: õðîíè÷åñêèé êàíäèäîç ïîëîñòè ðòà.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru//
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru//
ÌÈÍÈÑÒÅÐÑÒÂÎ ÇÄÐÀÂÎÎÕÐÀÍÅÍÈß ÐÅÑÏÓÁËÈÊÈ ÁÅËÀÐÓÑÜ
Ó×ÐÅÆÄÅÍÈÅ ÎÁÐÀÇÎÂÀÍÈß «ÂÈÒÅÁÑÊÈÉ ÃÎÑÓÄÀÐÑÒÂÅÍÍÛÉ ÎÐÄÅÍÀ ÄÐÓÆÁÛ ÍÀÐÎÄΠÌÅÄÈÖÈÍÑÊÈÉ ÓÍÈÂÅÐÑÈÒÅÒ»
Ó×ÅÁÍÀß ÈÑÒÎÐÈß ÁÎËÅÇÍÈ ÄÅÐÌÀÒÎËÎÃÈ×ÅÑÊÎÃÎ ÏÀÖÈÅÍÒÀ
Ïîäãîòîâèëà ñòóäåíòêà 4 êóðñà
2 ãðóïïû ñòîìàòîëîãè÷åñêîãî ôàêóëüòåòà Áåðåçêèíà À.Þ.
Âèòåáñê, 2016
Îáñëåäîâàíèå ïàöèåíòà ñ ïîðàæåíèåì êîæè
Ïàñïîðòíûå äàííûå
Ô.È.Î: _____
Ïîë: ìóæñêîé
Âîçðàñò: 46 ëåò.
Äîìàøíèé àäðåñ: ã.Âèòåáñê, óë.___
Äàòà ïîñòóïëåíèÿ: 11.04.16
Äàòà âûïèñêè: 23.04.16
Êëèíè÷åñêèé äèàãíîç: õðîíè÷åñêèé ãèïåðïëàñòè÷åñêèé êàíäèäîç ïîëîñòè ðòà ñðåäíåé ñòåïåíè òÿæåñòè
Æàëîáû ïàöèåíòà
Áîëüíîé ïðåäúÿâëÿåò æàëîáû íà æãó÷óþ áîëü, ïîñòîÿííîãî õàðàêòåðà â îáëàñòè ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîâåðõíîñòè ÿçûêà, ùåê, à òàêæå â óãëàõ ðòà. Áîëü óñèëèâàåòñÿ ïðè ïðèåìå îñòðîé è êèñëîé ïèùè, ñóõîñòü ïîëîñòè ðòà. Èíîãäà âûïàäàåò âêóñîâàÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü, äèñêîìôîðò ïðè íîøåíèè ïðîòåçà âåðõíåé ÷åëþñòè.
Anamnesis Morbi
Ñ÷èòàåò ñåáÿ áîëüíûì ñ êîíöà ìàðòà 2016 ãîäà , ïîñëå èçãîòîâëåíèÿ ÷àñòè÷íî-ñúåìíîãî ïëàñòèí÷àòîãî ïðîòåçà âåðõíåé ÷åëþñòè, ìíîãîêðàòíûõ êîððåêöèé, îòìå÷àåò ïîÿâëåíèå ÷óâñòâà øåðîõîâàòîñòè è íåçíà÷èòåëüíîé áîëåçíåííîñòè ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ùåê è ÿçûêà, êîòîðûå ñî âðåìåíåì óñèëèâàëèñü. Ïîñëå ÷åãî ïîÿâèëàñü áîëü ïðè ïðèåìå ïèùè, îùóùåíèå ñóõîñòè ïîëîñòè ðòà, ÷óâñòâî ææåíèÿ ùåê è ÿçûêà. Áîëüíîé âïåðâûå îáðàòèëñÿ â äèñïàíñåð è åìó áûëî äàíî íàïðàâëåíèå íà ãîñïèòàëèçàöèþ.
Anamnesis vitae
Ïàöèåíò ðîäèëñÿ â ðàáî÷åé ñåìüå. Ðîñ è ðàçâèâàëñÿ ñîîòâåòñòâåííî âîçðàñòó.  äåòñòâå áîëåë ïðîñòóäíûìè çàáîëåâàíèÿìè, âåòðÿíîé îñïîé. Îáðàçîâàíèå âûñøåå ïåäàãîãè÷åñêîå. Ðàáîòàåò ó÷èòåëåì â ãèìíàçèè ¹8 ã.Âèòåáñêà, èç ïðîôåññèîíàëüíûõ âðåäíîñòåé îòìå÷àåò ñòðåññîâûå ñèòóàöèè.
Æåíàò, èìååò 2 äåòåé. Ïðîæèâàåò â áëàãîóñòðîåííîé êâàðòèðå. Ìàòåðèàëüíî-áûòîâûå óñëîâèÿ óäîâëåòâîðèòåëüíûå, ïèòàíèå ðåãóëÿðíîå. Âðåäíûå ïðèâû÷êè — êóðåíèå.
Ïåðåíåñåííûå çàáîëåâàíèÿ: ÎÐÂÈ, ÑÄ 2 òèïà
Òóáåðêóëåç, âåíåðè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ îòðèöàåò.
Àëëåðãîàíàìíåç íå îòÿãîùåí. Ñåìåéíûé àíàìíåç íå îòÿãîùåí. Ñî ñëîâ áîëüíîãî , êîæíûìè çàáîëåâàíèÿìè íèêòî èç áëèæàéøèõ ðîäñòâåííèêîâ íå ñòðàäàë .
Îáúåêòèâíîå èññëåäîâàíèå
Îáùåå ñîñòîÿíèå : óäîâëåòâîðèòåëüíîå
Ïîëîæåíèå : àêòèâíîå
Ïîâåäåíèå :àäåêâàòíîå
Òåëîñëîæåíèå : íîðìîñòåíè÷åñêîå
Ñîîòâåòñòâèå ðîñòà è âåñà : ðîñò (178 ñì ) ñîîòâåòñòâóåò âåñó (95 êã )
Êîæíûå ïîêðîâû
Öâåò : áëåäíî -ðîçîâûé
Æèðíîñòü : íå ïîâûøåíà
Âëàæíîñòü : ñíèæåíà
Ýëàñòè÷íîñòü : ñíèæåíà
Ðèñóíîê êîæè : ðåëüåô êîæíîãî ðèñóíêà óñèëåí
Âîëîñû : äåïèãìåíòèðîâàííûå , òîíêèå , ïîâûøåííîãî âûïàäåíèÿ âîëîñ íå îòìå÷åíî
Íîãòè : íîãòåâàÿ ïëàñòèíà íå èçìåíåíà
Ïîäêîæíàÿ êëåò÷àòêà : ðàçâèòà óìåðåííî , ðàñïðåäåëåíà ðàâíîìåðíî .
Ëèìôàòè÷åñêèå óçëû : íå ïàëüïèðóþòñÿ
Òóðãîð òêàíåé : íåñêîëüêî ñíèæåí
Êîñòíî-ìûøå÷íàÿ ñèñòåìà, îðãàíû äûõàíèÿ, ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòàÿ ñèñòåìà,ïèùåâàðèòåëüíàÿ ñèñòåìà,íåðâíàÿ ,ýíäîêðèííàÿ ñèñòåìû,
ìî÷åïîëåâûå îðãàíû áåç ïàòîëîãè÷åñêèõ èçìåíåíèé
Äåðìàòîëîãè÷åñêèé ñòàòóñ
Ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà ãóá â íîðìå.  óãëàõ ðòà íàáëþäàþòñÿ áîëåçíåííûå òðåùèíû ïîêðûòûå áåëîâàòûì íàëåòîì, êîòîðûå íà÷èíàþò êðîâîòî÷èòü ïðè øèðîêîì îòêðûâàíèè ðòà. Ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà ïðåääâåðèÿ, àëüâåîëÿðíûõ îòðîñòêîâ è ìÿãêîãî íåáà áëåñòèò, ãèïåðåìèðîâàíà, îòå÷íà.  îáëàñòè ùåê è ñïèíêè ÿçûêà îòìå÷àåòñÿ íàëè÷èå ïëîòíî ñïàÿííûõ ïðîçðà÷íûõ èëè áåëûõ áëÿøåê ñ íåðîâíûì äíîì è íåïðàâèëüíûìè êðàÿìè. Âîêðóã áëÿøåê âûÿâëÿåòñÿ óçêèé âåí÷èê ãèïåðåìèðîâàííîé ñëèçèñòîé îáîëî÷êè. Áëÿøêè íåâîçìîæíî ñíÿòü ñî ñëèçèñòîé îáîëî÷êè. ßçûê øåðîõîâàòûé, êðàñíîãî öâåòà, ïîêðûòûé áåëîâàòûì íàëåòîì. Ñîñî÷êè íà ïîâåðõíîñòè ÿçûêà ãèïåðòðîôèðîâàíû. Ñëþíà âûäåëÿåòñÿ â ìàëîì êîëè÷åñòâå, âÿçêàÿ è èìååò òÿãó÷èé õàðàêòåð.
Ñòîìàòîëîãè÷åñêèé ñòàòóñ
Âíåøíèé îñìîòð: êîíôèãóðàöèÿ ëèöà íå èçìåíåíà, ëèöî ñèììåòðè÷íî, áåç ïàòîëîãè÷åñêèõ èçìåíåíèé.
Ñîñòîÿíèå êîæíûõ ïîêðîâîâ, êðàñíîé êàéìû ãóá: êîæíûå ïîêðîâû ôèçèîëîãè÷åñêîé îêðàñêè, áåç ýëåìåíòîâ âûñûïàíèé.
Ñîñòîÿíèå âèñî÷íî-íèæíå÷åëþñòíîãî ñóñòàâà: äâèæåíèå ñóñòàâà â ïîëíîì îáúåìå, áåç õðóñòîâ è ùåë÷êîâ, ðîò îòêðûâàåòñÿ íà 6 ñì.
Ïðåääâåðèå ðòà 6 ñì
Ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà ïðåääâåðèÿ, àëüâåîëÿðíûõ îòðîñòêîâ è ìÿãêîãî íåáà áëåñòèò, ãèïåðåìèðîâàíà, îòå÷íà.  îáëàñòè ùåê è ñïèíêè ÿçûêà îòìå÷àåòñÿ íàëè÷èå ïëîòíî ñïàÿííûõ ïðîçðà÷íûõ èëè áåëûõ áëÿøåê ñ íåðîâíûì äíîì è íåïðàâèëüíûìè êðàÿìè. Âîêðóã áëÿøåê âûÿâëÿåòñÿ óçêèé âåí÷èê ãèïåðåìèðîâàííîé ñëèçèñòîé îáîëî÷êè. Áëÿøêè íåâîçìîæíî ñíÿòü ñî ñëèçèñòîé îáîëî÷êè. ßçûê øåðîõîâàòûé, êðàñíîãî öâåòà, ïîêðûòûé áåëîâàòûì íàëåòîì. Ñîñî÷êè íà ïîâåðõíîñòè ÿçûêà ãèïåðòðîôèðîâàíû.
Ïðèêóñ îðòîãíàòè÷åñêèé.
Èíäåêñíàÿ îöåíêà: GI=2 (ãèíãèâèò ñðåäíåé òÿæåñòè), OHIS= 1.3 (óäîâëåòâîðèòåëüíûé óðîâåíü ãèãèåíû). Ïàöèåíò íóæäàåòñÿ â òåðàïåâòè÷åñêîì ëå÷åíèè.
Îáîñíîâàíèå îñíîâíîãî äèàãíîçà
Íà îñíîâàíèè æàëîá áîëüíîãî (íà æãó÷óþ áîëü, ïîñòîÿííîãî õàðàêòåðà â îáëàñòè ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîâåðõíîñòè ÿçûêà, ùåê, à òàêæå â óãëàõ ðòà, óñèëèâàþùóþñÿ ïðè ïðèåìå îñòðîé è êèñëîé ïèùè, ñóõîñòü ïîëîñòè ðòà, äèñêîìôîðò ïðè íîøåíèè ïðîòåçà âåðõíåé ÷åëþñòè) , èñòîðèè ðàçâèòèÿ çàáîëåâàíèÿ (íà÷àëîñü ïîñëå èçãîòîâëåíèÿ ïðîòåçà âåðõíåé ÷åëþñòè ñ ïîÿâëåíèå ÷óâñòâà øåðîõîâàòîñòè è íåçíà÷èòåëüíîé áîëåçíåííîñòè ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ùåê è ÿçûêà, êîòîðûå ñî âðåìåíåì óñèëèâàëèñü. Ïîñëå ÷åãî ïîÿâèëàñü áîëü ïðè ïðèåìå ïèùè, îùóùåíèå ñóõîñòè ïîëîñòè ðòà, ÷óâñòâî ææåíèÿ ùåê è ÿçûêà) , àíàìíåçà (ñàõàðíûé äèàáåò 2 òèïà) è îáúåêòèâíîãî îáñëåäîâàíèÿ (íàéäåíû õàðàêòåðíûå ìîðôîëîãè÷åñêèå ýëåìåíòû â âèäå ïëîòíî ñïàÿííûõ ïðîçðà÷íûõ èëè áåëûõ áëÿøåê ñ íåðîâíûì äíîì è íåïðàâèëüíûìè êðàÿìè, âîêðóã êîòîðûõ âûÿâëÿåòñÿ óçêèé âåí÷èê ãèïåðåìèðîâàííîé ñëèçèñòîé îáîëî÷êè, áëÿøêè íåâîçìîæíî ñíÿòü ñî ñëèçèñòîé îáîëî÷êè) ìîæíî ïðåäïîëîæèòü äèàãíîç : õðîíè÷åñêèé ãèïåðïëàñòè÷åñêèé êàíäèäîç ïîëîñòè ðòà ñðåäíåé ñòåïåíè òÿæåñòè
êàíäèäîç ðîò æàëîáà
Äèôôåðåíöèàëüíûé äèàãíîç
Âîðñèí÷àòûé (÷åðíûé âîëîñàòûé) ÿçûê (lingua pilosa nigra) — îñîáàÿ ôîðìà ãëîññèòà, êîòîðóþ íåêîòîðûå àâòîðû ñâÿçûâàþò ñ êàíäèäîçíîé èíôåêöèåé. Äðóãèå [Àðèåâè÷ À. Ì. è Ñòåïàíèùåâà Ç.Ã., 1965] ðàññìàòðèâàþò åãî êàê òîêñè÷åñêèé ñòîìàòèò, îñëîæíåííûé âòîðè÷íûì êàíäèäîçîì.
Çàáîëåâàíèå âñòðå÷àåòñÿ ïðåèìóùåñòâåííî ó ìóæ÷èí ñðåäíåãî è ïîæèëîãî âîçðàñòà. Õàðàêòåðèçóåòñÿ ðàçðàñòàíèåì è îðîãîâåíèåì íèòåâèäíûõ ñîñî÷êîâ ñðåäíåé è çàäíåé òðåòè ÿçûêà. Íèòåâèäíûå ñîñî÷êè óäëèíÿþòñÿ, èíîãäà äîñòèãàÿ 2 — 3 ìì, ïðèîáðåòàþò ñåðîâàòî-êîðè÷íåâûé èëè ÷åðíûé öâåò. Î÷àãè ïîðàæåíèÿ èìåþò îâàëüíóþ èëè òðåóãîëüíóþ ôîðìó è ðàñïîëàãàþòñÿ ïî ñðåäíåé ëèíèè. Áîêîâûå ïîâåðõíîñòè è êîí÷èê ÿçûêà îñòàþòñÿ ñâîáîäíûìè îò ðàçðàñòàíèè.
Ðîìáîâèäíûé ãëîññèò (glossitis mediana rhombica) — õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîÿâëåíèåì â äèñòàëüíîé òðåòè ÿçûêà î÷àãà ïîðàæåíèÿ ðîìáîâèäíîé ôîðìû, ïðèïîäíÿòîãî íàä óðîâíåì ñëèçèñòîé îáîëî÷êè èëè óïëîùåííîãî. Ïîâåðõíîñòü î÷àãà ãëàäêàÿ, ëèøåííàÿ ñîñî÷êîâ, êðàñíàÿ, ÷åòêî îòãðàíè÷åííàÿ îò îêðóæàþùèõ òêàíåé. Ôîðìà ïîðàæåíèÿ íå èçìåíÿåòñÿ â òå÷åíèå äëèòåëüíîãî ïåðèîäà âðåìåíè, íî î÷àã ïîðàæåíèÿ èçðåäêà âîñïàëÿåòñÿ, ÷òî ñîïðîâîæäàåòñÿ ãèïåðïëàçèåé ýïèòåëèÿ è ãèïåðêåðàòîçîì.  íàñòîÿùåå âðåìÿ ðîìáîâèäíûé ÿçûê ðàññìàòðèâàåòñÿ êàê âðîæäåííîå çàáîëåâàíèå; íå èñêëþ÷àåòñÿ òàêæå ðîëü Ñ. albicans â åãî ýòèîëîãèè.
Ãåîãðàôè÷åñêèé ÿçûê (äåñêâàìàòèâíûé ãëîññèò) õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîÿâëåíèåì ó÷àñòêîâ äåñêâàìàöèè ýïèòåëèÿ íèòåâèäíûõ ñîñî÷êîâ, ïî ïåðèôåðèè êîòîðûõ èìååòñÿ ïîëîñà îðîãîâåâøåãî ýïèòåëèÿ: Êëèíè÷åñêè îòìå÷àåòñÿ ïîÿâëåíèå ìíîæåñòâåííûõ ïÿòåí, âíà÷àëå ñåðîâàòîãî, à çàòåì êðàñíîâàòîãî öâåòà. Ýòè ïÿòíà îòãðàíè÷åíû äðóã îò äðóãà æåëòîâàòî-ñåðûìè âàëèêàìè, ñîñòîÿùèìè èç íèòåâèäíûõ ñîñî÷êîâ. Ñëèâàÿñü, ïÿòíà ñîçäàþò íà ÿçûêå ðèñóíîê íåïðàâèëüíûõ î÷åðòàíèé, íàïîìèíàþùèé ãåîãðàôè÷åñêóþ êàðòó. Äëÿ òå÷åíèÿ áîëåçíè õàðàêòåðíà áûñòðàÿ ñìåíà ïðîöåññîâ äåñêâàìàöèè ýïèòåëèÿ íà åãî îðîãîâåíèå òî â îäíèõ, òî â äðóãèõ ìåñòàõ ÿçûêà. Âñëåäñòâèå ýòîãî ôîðìà è ëîêàëèçàöèÿ î÷àãîâ ïîðàæåíèÿ ìîãóò èçìåíÿòüñÿ â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ äíåé è äàæå ÷àñîâ.
Ëåéêîïëàêèÿ ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé îðîãîâåíèå ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ðòà è êðàñíîé êàéìû ãóá, ñîïðîâîæäàþùååñÿ âîñïàëåíèåì, âîçíèêàþùåå, êàê ïðàâèëî, â îòâåò íà õðîíè÷åñêîå ýêçîãåííîå ðàçäðàæåíèå è ÿâëÿþùååñÿ ôàêóëüòàòèâíûì ïðåäðàêîì. ×àùå âñåãî ëåéêîïëàêèÿ ëîêàëèçóåòñÿ íà ñëèçèñòîé îáîëî÷êå ùåê, ïðåèìóùåñòâåííî ó óãëîâ ðòà, íà íèæíåé ãóáå, ðåæå íà ÿçûêå (íà ñïèíêå èëè áîêîâîé ïîâåðõíîñòè). Îðîãîâåíèå ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïðèâîäèò âíà÷àëå ê èçìåíåíèþ öâåòà åå îòäåëüíûõ ó÷àñòêîâ (îò áåëîãî äî ñåðîâàòî-áåëîãî); çàòåì ðàçâèâàåòñÿ ãèïåðïëàçèÿ ýïèòåëèÿ (ëåéêîïëàêèÿ) è, íàêîíåö, ìåòàïëàçèÿ ýïèòåëèÿ (ðàê)
Ëåéêîïëàêèÿ êóðèëüùèêîâ Òàïïåéíåðà âîçíèêàåò íà ñëèçèñòîé îáîëî÷êå òâåðäîãî íåáà ó êóðèëüùèêîâ (îñîáåííî òðóáêè).  ýòîì ñëó÷àå ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà òâåðäîãî í¸áà ïðåäñòàâëÿåòñÿ ñåðîâàòî-áåëîé, ÷àñòî ñêëàä÷àòîé. Íà ýòîì ôîíå õîðîøî âèäíû êðàñíûå òî÷êè — çèÿþùèå óñòüÿ âûâîäíûõ ïðîòîêîâ ìåëêèõ ñëþííûõ æåëåç. Èíîãäà ýòè òî÷êè ðàñïîëàãàþòñÿ íà íåáîëüøèõ óçåëêàõ ïîëóøàðîâèäíîé ôîðìû, ÷òî ïðèäàåò âíåøíåìó âèäó î÷àãà ïîðàæåíèÿ ñõîäñòâî ñ áóëûæíîé ìîñòîâîé.
«Âîëîñàòàÿ» ëåéêîïëàêèÿ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîëîñòè ðòà — ñâîåîáðàçíîå çàáîëåâàíèå, êîòîðîå îïèñàíî òîëüêî ó áîëüíûõ, èíôèöèðîâàííûõ ÂÈ×. Êëèíè÷åñêè îíî ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé óòîëùåíèå ñëèçèñòîé îáîëî÷êè áåëîãî öâåòà ñ íå÷åòêèìè ãðàíèöàìè. Î÷àãè ïîðàæåíèÿ èìåþò íåðîâíóþ, ñìîðùåííóþ («ãîôðèðîâàííóþ») ïîâåðõíîñòü çà ñ÷åò íèòåâèäíûõ ðàçðàñòàíèè ýïèòåëèÿ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè, êîòîðàÿ êàê áû ïîêðûâàåòñÿ âîëîñêàìè. Íàèáîëåå òèïè÷íûì ìåñòîì ëîêàëèçàöèè ÿâëÿåòñÿ êðàåâàÿ çîíà ÿçûêà, ðåæå ïðîöåññ çàíèìàåò âñþ åãî ïîâåðõíîñòü è ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ íà ñëèçèñòóþ îáîëî÷êó ùåê.
Êðàñíûé ïëîñêèé ëèøàé èçðåäêà èçîëèðîâàííî ïîðàæàåò ñëèçèñòóþ îáîëî÷êó ïîëîñòè ðòà. Âûñûïàíèÿ ðàñïîëàãàþòñÿ íà ñëèçèñòîé îáîëî÷êå ùåê, îñîáåííî ïî ëèíèè ñìûêàíèÿ çóáîâ èëè íà ñïèíêå ÿçûêà. Îíè ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé ìåëêèå, âåëè÷èíîé äî 2 ìì â äèàìåòðå, óçåëêè áåëîâàòî-ïåðëàìóòðîâîãî èëè ñåðîâàòî-áåëîãî öâåòà, êîòîðûå ñëèâàþòñÿ ìåæäó ñîáîé, îáðàçóÿ ñâîåîáðàçíóþ ñåòêó, ëèíèè, äóãè, êðóæåâíûå ðèñóíêè. Íà ÿçûêå ïàïóëû êðàñíîãî ïëîñêîãî ëèøàÿ îáðàçóþò ñïëîøíûå ó÷àñòêè, íàïîìèíàþùèå ëåéêîïëàêèþ, íî îíè, êàê ïðàâèëî, ñî÷åòàþòñÿ ñ íàëè÷èåì ñåòêè íà ñëèçèñòîé îáîëî÷êå ùåê. Ïîðàæåíèå ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîëîñòè ðòà íåðåäêî ñî÷åòàåòñÿ ñ âûñûïàíèÿìè êðàñíîãî ïëîñêîãî ëèøàÿ íà êðàñíîé êàéìå ãóá, ïðè÷åì êîæà îêîëî ãóá íå ïîðàæàåòñÿ.
Ïàïóëåçíûé ñèôèëèä ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê âñòðå÷àåòñÿ íàèáîëåå ÷àñòî ïðè âòîðè÷íîì ðåöèäèâíîì ñèôèëèñå, îñîáåííî ó æåíùèí. Ñèôèëèòè÷åñêèå ïàïóëû ëîêàëèçóþòñÿ ïðåèìóùåñòâåííî íà ÿçûêå, â óãëàõ ðòà, íà ïðèëåãàþùåé ÷àñòè ñëèçèñòîé îáîëî÷êå ãóá è ùåê, ðåæå íà íåáíûõ äóæêàõ.  îòëè÷èå îò âûñûïàíèé êàíäèäîçíîé èíôåêöèè â îñíîâå ñèôèëèòè÷åñêèõ ïàïóë ëåæèò ïëîòíûé èíôèëüòðàò, çà ñ÷åò ÷åãî îíè âîçâûøàþòñÿ íàä óðîâíåì ñëèçèñòîé îáîëî÷êè, èìåþò îêðóãëóþ èëè îâàëüíóþ ôîðìó è ÷åòêèå ãðàíèöû. Íàèáîëüøèå äèàãíîñòè÷åñêèå òðóäíîñòè ïðåäñòàâëÿþò íà÷àëüíûå ñòàäèè ïàïóëåçíîãî ñèôèëèäà, êîãäà îí íå ñòîëüêî èçìåíÿåò ðåëüåô ñëèçèñòîé îáîëî÷êè, ñêîëüêî åå öâåò, êîòîðûé ïðåäñòàâëÿåòñÿ ñåðîâàòî-ìîëî÷íûì («îïàëîâûì»). Ïàïóëû èìåþò ìåëêî-çåðíèñòóþ, áàðõàòèñòóþ ïîâåðõíîñòü, â èõ ïåðèôåðè÷åñêîé çîíå îòìå÷àåòñÿ óçêèé îò÷åòëèâûé âåí÷èê ôèîëåòîâî-êðàñíîãî öâåòà. Ïàïóëû ïîñòåïåííî ðàçðàñòàþòñÿ â áëÿøêè, ïðè÷åì öåíòðàëüíàÿ èõ ÷àñòü îñòàåòñÿ «îïàëîâîé», à ïåðèôåðè÷åñêàÿ ñîõðàíÿåò ôèîëåòîâî-êðàñíûé âàëèê. Ýðîçèðîâàíèå è èçúÿçâëåíèå ïàïóë ìîæåò íàáëþäàòüñÿ â öåíòðàëüíîé ÷àñòè, ïåðèôåðè÷åñêèé êðàñíûé âàëèê ïðè ýòîì ñîõðàíÿåòñÿ.
«Îáëîæåííûé ÿçûê». Ýòèì òåðìèíîì îáîçíà÷àþò ïîÿâëåíèå íàëåòîâ ñåðîâàòîãî èëè ñåðîâàòî-æåëòîãî öâåòà íà ñëèçèñòîé îáîëî÷êå ÿçûêà ó äëèòåëüíî ëèõîðàäÿùèõ áîëüíûõ, îñîáåííî ñòðàäàþùèõ çàáîëåâàíèÿìè îðãàíîâ æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà. Äèàãíîç óñòàíàâëèâàåòñÿ íà îñíîâàíèè îòñóòñòâèÿ äðîææåïîäîáíûõ ãðèáîâ â ñîñêîáå ñ î÷àãîâ ïîðàæåíèÿ ïðè ìèêðîñêîïè÷åñêîì èññëåäîâàíèè.
Îáùèå ïðèíöèïû ëå÷åíèÿ
Áîëüíîìó ïîêàçàíî èçãîòîâëåíèå ýëàñòè÷íîãî íåéëîíîâîãî ïðîòåçà.
Îñíîâîïîëàãàþùèì ìîìåíòîì â ëå÷åíèè ÿâëÿåòñÿ ìåäèêàìåíòîçíàÿ ïðîòèâîãðèáêîâàÿ òåðàïèÿ, êîòîðàÿ ìîæåò áûòü ñèñòåìíîé è ìåñòíîé. Ïðåïàðàòû äëÿ ìåñòíîãî ëå÷åíèÿ äåëÿòñÿ íà àíòèìèêîòèêè è àíòèñåïòèêè.
Íàèáîëåå ÷àñòî íàçíà÷àþò ìèðàìèñòèí, öåòèëïèðèäèíèÿ õëîðèä, òðèêëîçàí, õëîðãåêñèäèíà áèãëþêîíàò, ãåêñåòèäèí, ñàíãâèðèòðèí. Íåêîòîðûå èç ýòèõ àíòèñåïòèêîâ, êðîìå òîãî, ÷òî îñëàáëÿþò ïàòîãåííûå ñâîéñòâà ãðèáêîâ è ñïîñîáñòâóþò óìåíüøåíèþ îáñåìåíåííîñòè ïîëîñòè ðòà ãðèáàìè, åùå ïîäàâëÿþò âîñïàëèòåëüíûå ÿâëåíèÿ.
Òàáëèöà «Ëåêàðñòâåííûå ïðåïàðàòû äëÿ ëå÷åíèÿ ãðèáêîâîé èíôåêöèè ïîëîñòè ðòà è óãîëêîâ ðòà»:
Ïðåïàðàò | Ñõåìà íàçíà÷åíèÿ |
Àíòèñåïòèêè | |
Õëîðãåêñèäèíà áèãëþêîíàò | 6-8 ïîëîñêàíèé ïî 1 ìèíóòå (10 ìë.) |
Ñàíãâèðèòðèí | 2-3 îðîøåíèÿ â ñóòêè |
Îðàëñåïò | Ïðåïàðàò ðàñïûëÿþò â ïîëîñòü ðòà êàæäûå 4-6 ÷àñîâ |
Àíòèìèêîòèêè ìåñòíîãî íàçíà÷åíèÿ | |
Êàíåñòåí (êðåì) | Àïïëèêàöèè 2-3 ðàçà â äåíü |
Íèñòàòèí (ìàçü èëè âîäíàÿ ñóñïåíçèÿ) | 4 àïïëèêàöèè â äåíü ïî 30 ìèíóò, ïîëîñêàíèÿ ïî 1 ìèí. (íà îäèí ðàç 5-10 ìë.) |
Êëîòðèìàçîë (ñïðåé) | Îðîøåíèÿ ñëèçèñòîé |
Àìôîòåðèöèí | Ïîëîñêàíèÿ è àïïëèêàöèè 4 ðàçà â äåíü ïî 1 ìë |
Àíòèìèêîòèêè äëÿ ñèñòåìíîé òåðàïèè | |
Ôëóêîíàçîë | 50-100 ìã. â äåíü (äëèòåëüíîñòü — 10 äíåé) |
Êåòîêîíàçîë | 200-400 ìã. â ñóòêè (äëèòåëüíîñòü — ìàêñèìóì 10 äíåé) |
Äèôëþêàí | 10-14 äíåé â äîçå îò 50 äî 200 ìã. Óòðîì |
Ýïèêðèç
Ïàöèåíò ___ áîëåí â òå÷åíèå 2 íåäåëü .  äåðìàòîëîãè÷åñêóþ êëèíèêó ïîñòóïèë ñ æàëîáàìè íà æãó÷óþ áîëü, ïîñòîÿííîãî õàðàêòåðà â îáëàñòè ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîâåðõíîñòè ÿçûêà, ùåê, à òàêæå â óãëàõ ðòà, óñèëèâàþùóþñÿ ïðè ïðèåìå îñòðîé è êèñëîé ïèùè, ñóõîñòü ïîëîñòè ðòà, äèñêîìôîðò ïðè íîøåíèè ïðîòåçà âåðõíåé ÷åëþñòè.
Óñòàíîâëåí äèàãíîç : õðîíè÷åñêèé ãèïåðïëàñòè÷åñêèé êàíäèäîç ïîëîñòè ðòà ñðåäíåé ñòåïåíè òÿæåñòè
Ïîëó÷àë ëå÷åíèå :
1. Ñàíãâèðèòðèí — 2-3 îðîøåíèÿ â ñóòêè
2. Êàíåñòåí (êðåì) — àïïëèêàöèè 2-3 ðàçà â äåíü
3. Ôëóêîíàçîë — 75 ìã. â äåíü (äëèòåëüíîñòü — 10 äíåé)
Çà âðåìÿ êóðàöèè âûÿâèëàñü ïîëîæèòåëüíàÿ äèíàìèêà â òå÷åíèè
çàáîëåâàíèÿ : áîëüíîãî çíà÷èòåëüíî ìåíüøå áåñïîêîèò áîëü è ææåíèå , ýëåìåíòû ïîðàæåíèÿ íå ïðîãðåññèðóþò .
Îáùåå ñîñòîÿíèå áîëüíîãî îñòàâàëîñü íîðìàëüíûì. Ïðè îáúåêòèâíîì èññëåäîâàíèè âñåõ ñèñòåì çíà÷èòåëüíûõ îòêëîíåíèé îò íîðìû îáíàðóæåíî íå áûëî .
Ïðîãíîç
Ïðè óñëîâèè ïðàâèëüíîãî ëå÷åíèÿ ïðîãíîç ìîæíî ñ÷èòàòü áëàãîïðèÿòíûì.
Ïðîôèëàêòèêà çàáîëåâàíèÿ
Ïðîôèëàêòèêà êàíäèäîçà ïîëîñòè ðòà âêëþ÷àåò óêðåïëåíèå çäîðîâüÿ è çàêàëèâàíèå îðãàíèçìà, ïðàâèëüíûé ðåæèì ïèòàíèÿ, ñàíàöèþ ïîëîñòè ðòà, ñîáëþäåíèå ïðàâèë ëè÷íîé è îáùåé ãèãèåíû, ñâîåâðåìåííîå âûÿâëåíèå è ëå÷åíèå äèñáàêòåðèîçà, íåäîïóñòèìîñòü ñàìîëå÷åíèÿ ëåêàðñòâåííûìè ïðåïàðàòàìè, ñîáëþäåíèå ñàíèòàðíî-ãèãèåíè÷åñêîãî ðåæèìà íà ïðåäïðèÿòèÿõ ïèùåâîé ïðîìûøëåííîñòè è â ìåäèöèíñêèõ ó÷ðåæäåíèÿõ. Âàæíî îñóùåñòâëÿòü ëèêâèäàöèþ î÷àãîâ êàíäèäîçíîé èíôåêöèè ó áåðåìåííûõ æåíùèí è ïðàâèëüíûé ãèãèåíè÷åñêèé óõîä çà ãðóäíûìè äåòüìè.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Источник