Какие анализы сдавать при кашле у ребенка

Кашель часто беспокоит взрослых и детей, особенно в холодное время года. Он может быть следствием заболеваний как дыхательной, так и пищеварительной системы, проявлением невроза, аллергии, туберкулеза, растущей опухоли. Какие анализы сдать при кашле?

Кашель при простуде

Чаще всего кашель – это симптом болезней ЛОР-органов, бронхов и легких. Возникает он из-за раздражения кашлевых рецепторов стекающей носовой слизью. При скоплении в бронхиальном просвете мокроты развивается влажный кашель. В этом случае он выполняет защитную функцию – освобождает дыхательные пути от секрета.

При ОРВИ, простуде, бронхите, пневмонии кашель сопровождается следующими симптомами:

  • Повышенной температурой.
  • Насморком.
  • Болями в глотке, першением.
  • Головной болью, слабостью, утомляемостью, снижением аппетита.
  • Болями в грудной клетке, если в процесс вовлечены бронхи, легкие, плевра.

При нормальном течении ОРВИ кашель у ребенка может сохраняться до трех недель, при бронхите и пневмонии – дольше. Не стоит беспокоиться, если он постепенно уменьшается, мокрота отходит свободно, не наблюдается других симптомов. Единичные покашливания после перенесенной болезни не требуют сдачи анализов.

Необходимо пройти дообследование в следующих ситуациях:

  • Интенсивность кашля не снижается или, напротив, нарастает.
  • Меняется его характер, симптом становится навязчивым.
  • Нарушается отхождение мокроты.
  • Бронхиальный секрет изменяет цвет – до желто-зеленого, в нем появляются прожилки крови.
  • Затруднен выдох или вдох.

Также родителей должен насторожить кашель, который сохраняется у ребенка более трех недель после заболевания.

Анализы

Какие анализы сдавать при кашле у ребенка

При длительном кашле ребенку нужно сдать анализы:

  • Крови.
  • Бакпосев мокроты, отделяемого из носа, глотки.

Общий клинический анализ крови показывает наличие воспаления и его интенсивность. Показатель называется СОЭ (скорость оседания эритроцитов). Чем выше СОЭ, тем, как правило, сильнее воспалительный процесс. По мере выздоровления показатель должен снижаться. Также врач оценивает количество лейкоцитов, оно увеличивается при попадании в организм инфекции.

Рост числа нейтрофилов (в том числе палочкоядерных) – признак бактериального заболевания. Лимфоцитоз и моноцитоз наблюдаются при вирусной инфекции.

Если у ребенка отходит мокрота, есть выделения из носа, необходимо провести бактериологическое исследование секрета. Его сеют на питательные среды и наблюдают за ростом культур. Метод позволяет выявить конкретного возбудителя и определить его чувствительность к антибиотикам.

Хорошие анализы при кашле исключают инфекционную патологию дыхательной системы, но требуют развернутого дообследования.

Болезни пищеварительной системы

Какие анализы сдавать при кашле у ребенка

У детей кашель нередко бывает признаком патологии органов пищеварения. В этом случае он не связан с перенесенной простудой, носит постоянный характер, зависит от приема пищи и положения тела.

Недостаточность кардиального клапана (на границе пищевода и желудка) приводит к забросу желудочного содержимого. Патология называется гастроэзофагальной рефлюксной болезнью (ГЭРБ). У взрослых это чаще вызывает изжогу, у детей проявляется навязчивым кашлем. При этом анализы крови будут хорошими, без признаков воспаления.

Заподозрить ГЭРБ можно по таким проявлениям:

  • Изжога.
  • Отрыжка кислым.
  • Постоянный кашель.
  • Боли в желудке.
  • Нарушение аппетита.
  • Усиление кашля при наклонах туловища вперед, особенно после еды.

Подтверждает диагноз фиброэзофагогастродуоденоскопия, также ребенка направляют на сдачу анализа кала – для выявления яиц гельминтов. Для аскаридоза с миграцией личинок в легкие также характерен кашель.

Невроз

Какие анализы сдавать при кашле у ребенка

Невроз у детей нередко проявляется навязчивым покашливанием. При этом дополнительных симптомов со стороны пищеварительной и дыхательной систем нет. Ребенок может жаловаться на слабость, утомляемость, быть капризным или, наоборот, слишком спокойным.

Невроз нередко развивается, когда дети идут в детский сад или школу, при рождении брата или сестры, конфликтах в семье.

Общий и биохимический анализ крови при этой патологии – без отклонений, инструментальные обследования также не выявляют признаков патологии.

Лечением таких детей занимается невролог, кашель быстро проходит после исчезновения стрессового фактора, уменьшается на фоне приема успокоительных препаратов.

Аллергия

Аллергические заболевания проявляются слезотечением, выделением носовой слизи, кашлем, чиханием, сыпью на коже. Симптомы обычно четко связаны с провоцирующим фактором – цветением растений, домашними животными, пылью, холодом, плесневыми грибками. Заподозрить болезнь может любой врач, сам больной или родители ребенка.

Подтверждают диагноз при помощи специального обследования. Это могут быть скарификационные кожные пробы или анализ крови на выявление определенных аллергенов. Вид диагностики выбирает аллерголог – в зависимости от клинической картины болезни и возраста ребенка. Обязательным является определение уровня общего IgE в венозной крови – этот белок отвечает за развитие аллергических реакций. При повышении показателей требуется дообследование.

В общем анализе крови при аллергическом кашле наблюдается рост уровня эозинофилов.

Туберкулез

Какие анализы сдавать при кашле у ребенка

Туберкулез встречается в любом возрасте и у детей из благополучных семей. При длительном кашле врач обязательно должен заподозрить это заболевание. Настораживающими являются следующие симптомы:

  • Необъяснимая потеря веса.
  • Бледность кожи.
  • Плохой аппетит.
  • Ночная потливость.

Если кашель не поддается обычной лекарственной терапии, следует пройти комплексное обследование для исключения туберкулеза. Основным диагностическим методом является рентгенография органов грудной клетке. Однако лабораторные анализы тоже необходимы. Наиболее часто используют следующие:

  • Общий анализ крови. Специфических изменений в нем не будет, но выявится лимфоцитоз, возможно, рост СОЭ, анемия.
  • Бакпосев мокроты – применяют для подтверждения бактериовыделения (открытая или закрытая форма). Сдавать мокроту нужно неоднократно.
Читайте также:  Чем быстро успокоить кашель ночью у ребенка в домашних условиях

Также врачи рекомендуют проведение пробы Манту – для подтверждения инфицированности микобактериями. Лучшим и более информативным считается Диаскин тест, он получил широкое распространение в последние годы.

Определение антител к бактериям туберкулеза не относят к высокоинформативным анализам.

Опухоль

Какие анализы сдавать при кашле у ребенка

В детском возрасте могут встречаться доброкачественные и злокачественные опухоли легких, бронхов, органов средостения. По мере роста они сдавливают ткани и вызывают рефлекторный кашель.

Онконастороженность должна присутствовать и при обследовании совсем маленьких детей. По результатам анализов такой диагноз установить нельзя, но его можно заподозрить по некоторым изменениям в крови – высоким показателям СОЭ, лейкоцитозу или лейкопении, анемии, различным сдвигам лейкоцитарной формулы.

Подтверждают диагноз рентгенография, компьютерная или магнитно-резонансная томография органов грудной клетки.

Кашель встречается при разных патологиях. Неверно думать, что это симптом лишь поражения дыхательной системы. Если у ребенка хорошие анализы, а кашель длительно не исчезает, необходимо комплексное обследование для исключения более серьезных заболеваний.

Источник

Это похоже на пневмоцисту или кандиду
30.10.2003 21:09:52, Соколов

Уважаемый доктор Соколов! Подскажите, пожалуйста, как точно узнать, есть ли у ребенка пневмоциста или кандида. Какими антимикробными средствами это лечится, анализы на какие инфекции нужно сдавать при длительном кашле? Есть ли какие-то признаки того, что кашель от хламидий и микоплазмы? Наш районный педиатр по поводу нашего кашля не дает никаких комментариев: только отс. яв. ОРЗ.
Спасибо.
Татьяна.
01.11.2003 12:30:04, ADORA

как точно узнать, есть ли у ребенка пневмоциста или кандида. — теоретически — дав анализы или по клинике. Проблема в том, что я не знаю где сейчас можно достоверно сдать анализы на эти инфекции. Т.е. координаты дать могу. но получив и отрицательный и положительный ответ буду сомневаться и в том и в другом. Увы.
Какими антимикробными средствами это лечится,
Трихопол и дифлюкан (обычно этого достаточно)
анализы на какие инфекции нужно сдавать при длительном кашле?
Если max, то: ЦМВ, хламидии, микоплазма, кандида, пневмоциста. Еще полезно зайти к ЛОРу, сдать анализ на дисбактериоз, IgE общий. Но такой максимум нужен крайне редко. многое можно дифференцировать по клинике.
Есть ли какие-то признаки того, что кашель от хламидий и микоплазмы?
Обычно есть температура до 38, но дело в том, что все вышеперечисленные инфекции отличаются друг от друга не так сильно, т.е. надо разбираться по-крупицам. Это т.н. оппортунистические инфекции, а не классические, как грипп или корь.
Прочитайте статью про кашель (см. ссылку)
01.11.2003 12:54:38, Соколов

Огромное спасибо за Ваш подробный ответ.
Завтра схожу к своему педиатру. Вашу статью прочитала, спасибо.
Кстати, температуры у нас не было вообще.
Еще раз спасибо!
02.11.2003 18:13:13, ADORA

Наверно, все-таки пневмоциста…
03.11.2003 21:35:55, Соколов

и лечение обязательно проводить антибиотиками?
31.10.2003 10:38:33, ИваниТа

Антимикробными средствами.
31.10.2003 18:32:20, Соколов

На это тоже нужно сдавать анализы?
31.10.2003 09:22:35, ADORA

да. или просто пролечить
31.10.2003 18:32:55, Соколов

Спасибо за ответы!
Сегодня я запишусь в Измайловскую детскую больницу, там сдадим кровь на микоплазму и хламидии(и откуда стока заразы!!!).
Педиатр-то нас слушал-легкие чистые, также слушал физиотерапевт перед назначением УФО-тоже ничего не сказал.
Еще ходили к ЛОРу, чтобы исключить фарингит. Везде все о, кей, а кашель сам по себе.
Да…
30.10.2003 08:52:09, ADORA

У нас так микоплазма проявлялась.
29.10.2003 10:21:54, ТАКСА

а что такое микоплазма, дело в том, что у меня ребенок тоже кашляет по утрам и бывает вечером в постели. Сухой кашель, ну и еще горло не проходит красное и все, чем только не лечили, сейчас ходим на прогревание. А педиатр ничего нам не сказала, мол кашляет немного, ничего страшного, но это же не нормально больше месяца…
29.10.2003 11:11:02, ИваниТа

Вот и у нас так было — кашель пару раз в день и красное рыхлое горло. Все! Ходили слушаться в поликлиннику каждые 3-4 дня, легкие были чистыми. Так продолжалось около месяца. Потом Соня на этом фоне схватила вирус и — не было бы счастья, на несчастье помогло, хоть плачь. Побежали делать снимок, а там уже почти одна доля захвачена. Кашель стал усиливаться прямо на глазах. На уч. педиатра я не стала надеяться, вызвала д-ра Соколова. Он послушал, сказал, что явная микоплазма, характерные звуки для нее. Анализы нам делать было уже некогда, положились на его знания и опыт, наелись рулида и быстренько вылечились. Вирус прошел сам. А вообще на микоплазму можно сделать мазок, сдать кровь.
Микоплазма — это такая хрень, не вирус, не бактерия, разновидность простейших, по-моему. Микоплазменные пневмонии отличаются легким течением болезни, отсутсвием темп-ры и т.д. Но как и любая др. пневмония — это опасно, естественно. Кстати, на мед. языке это называется атипичная пневмония :))), потому как вызывается не типичными микроорганизмами. Вы у него на сайте почитайте или в поисковике поищите — информации в ин-те много по этому поводу.
29.10.2003 18:50:07, ТАКСА

Читайте также:  Отхаркивающие средства при кашле отзывы

Спасибо за отзыв. но я не говорил про звуки микоплазмы — у нее нет звуков. Я говорил про звук «трения плевры». А то Вы из меня шарлатана сделаете «звуками микоплазмы» 🙂
31.10.2003 18:35:28, Соколов

Вы думаете я в своей истерии помню все слова сказанные врачами? Опять образования спец. не имеем 🙂 Но Вы же меня поправили, и все стало на места. Спасибо еще раз.
31.10.2003 23:06:16, ТАКСА

Не забудьте сдать анализ на иммунный статус (в Габричевком или в Иммунологии) Клеточный иммунитет.
01.11.2003 00:02:38, Соколов

А если ребенок очень часто болеет, тоже надо иммунитет проверять? Ичем можно пролечить не сдавая анализы?
01.11.2003 08:37:31, ИваниТа

Это было лично для автора ответа. Касается только ее дочери.
Но ни один анализ Вашему ребенку не повредит (только карману). Я не часто назначаю этот анализ. О часто болеющих детях прочитайте статью по ссылке.
01.11.2003 12:57:34, Соколов

Я понимаю, но у нас просто схожая ситуация (кашель по утрам не проходит и горло постоянно красное)больше ничего и прождолжается это 1,5 месяца, мы прошли и прогревание,а участковый педиатр назначила общий анализ крови и анализ мочи. И ничего вразумительного не сказала.
01.11.2003 13:55:17, ИваниТа

Вам пока этот анализ сдавать не надо, но причину жалоб искать надо. В иммунном статусе Вы ее не найдете.
01.11.2003 22:42:57, Соколов

А что же тогда делать? Как устранять причину?
02.11.2003 08:45:46, ИваниТа

Надо найти причину, которая пока не найдена, а потом уже устранять. Искать надо среди оппортунистических инфекций, ЛОР-заболеваний, аллергических заболеваний. При обследовании может быть что-то еще заподозрится.
02.11.2003 11:38:00, Соколов

А вы сдавали анализы? или Соколов вам по признакам поставил диагноз и назначил лечение. И сколько стоило его вызвать на дом, потому что в поликлиниках по-моему дела до детей нет совсем.
29.10.2003 20:14:48, ИваниТа

Если длительно беспокоит кашель вызывайте только пульмонолога ИМХО.
30.10.2003 08:25:55, Йоко

нет, анализы мы сдавать уже не могли, т.к. ждать нельзя было, пошло обострение и надо было срочно пить АБ. Соколов прослушал хорошо (и долго, кстати), сказал явные микоплазменные звуки, анамнез опять же собрал. Мы не в Москве, а в области, к нам вызов — 1500. Но эти 1500 на мой взгляд отработал, т.е. уехал только тогда, когда у меня иссякли вопросы и много отвечает мне по телефону, т.к. я девушка любознательная и сильно волнующаяся :)))
29.10.2003 23:33:30, ТАКСА

На микоплазму можно сдать кровь и после болезни, если прошло не более 2 месяцев после ее начала.
Очень любят некоторые доктора на микоплазму пенять и определять ее без анализов. Был у нас врач, который был абсолютно уверен, что и у нас микоплазма. Потом выяснилось, что он и у другим пациентам (нашим знакомым) тоже микоплазму ставил. Просто вот такой бзик на микоплазме был у врача. Надо ли говорить, что сдали мы-таки на нее кровь — не было никакой микоплазмы. Это я все к тому клоню, что такие диагнозы без анализов ставить …
А рулид — сильный антибиотик, макролид. Понятно, что он все поубивал. Только было ли оправдано его применение? Может, там и пеницилиновые помогли бы.
30.10.2003 00:36:21, Х

А зачем? Есть есть смысл, то можно. Я мед. образования не имею, аргументированно спорить не могу. Современные АБ, на мой взгляд намного лучше «старого доброго» пеницилина. Нам хуже не стало от лечения, стало только лучше. За что я блогодарна врачам. Знаете, когда ребенок не может спать от кашля (дошло до этого), просыпается и плачет, мне наплевать уже — микоплазма это или пневмококк, мне нужно 1. облегчить состояние ребенка на данный момент и 2. извести эту гадость. Что мы и сделали. Сдавать через 2 мес. после болезни анализы и настойчиво интересоваться — что за дрянь эта была не вижу смысла.
30.10.2003 13:31:19, ТАКСА

Только для того, чтобы не выработать устойчивость к макролидам, может пригодиться в действительно важном случае. А проверка для дальнейшего доверия врачу. Хотя, конечно, когда все уже прощло, ребенка мучать не хочется, понимаю.
30.10.2003 14:22:06, Х

Может коклюш?
29.10.2003 10:01:08, Lem

Насколько я знаю, при коклюше должна быть температура, у нас ее не было.
29.10.2003 10:06:13, ADORA

Сейчас в Москве много паракоклюша. Мы болели. Температура выше 37.5 не поднималась, большей частью вообще была нормальная.
29.10.2003 10:45:24, belena

Источник

Кашляет 2 месяца, хар-р кашля переменчивый, то сухой, то мокрый. Горло розовое, миндалины слегка увеличины. Неделю назад пролечили герпетическу ангину. Горло стало лучше, но кашель так и не прошол. Много всего пили, брызгали и рассасывали за эти 2 месяца. 2 раза поднималась температура. Сдавали кровь на лямблии- отрицательно. 2 недели назад соэ было 19. Врач дал направление сдать мазок из носоглотки на бак посев. Что еще из анализов сдать что бы прояснить картину? Сладкое ест очень редко, как и мандарины, апельсины и прочее. Ни кошек ни собак у нас нет! В сад ходит 4 месяца.

Комментарии

так и не проходит кашель?! а может как у нас,из-за аденоидов? мы тоже не догадывались до снимка что у нас гайморит и аденоидит

а снимок чего вы делали?

Кать, то что кашель сменяется по качеству, говорит о смене обстановки — дома влажно, в саду сухо.

+ «много чего брызгали и рассасывали» — это еще хуже, чем если бы вы ничего не принимали.

Казахстан, Рудный

мы три недели дома просидели, и так ничего и не поменялось. Какие анализы сдать, что это может быть?

Россия, Луховицы

мы тоже 1.5мес кашляли,три недели сидели дома,но кашель не прошел,говорили что кашель от соплей,у нас острый адыноидит,в итоге сделала ренген и оказался бронхит,сделайте лучше снимок и сразу станет ясно

Украина, Никополь

какая температура, влажность,сколько гуляете, сколько пьет жидкости?

Казахстан, Рудный

1 раз температура была 1,5 месяца назад, самая высокая отметка дошла до 38,7. 2 ращ 2-3 недели назад дошла до 39,2 + была холодная лихорадка, температура плохо сбивалась. Пьет не много, но заставляю его пить постоянно. Точно влажность не скажу, увлажнитель включаю перед сном всегда на пару часов. Батареи включены только в зале и на кухне, в комнатах холодные. Окна часто открываю.

Украина, Никополь

увлажнитель должен работать постоянно, вообще то…а сиропыот кашля пили? какие?

Казахстан, Рудный

ацц,амбробене, лазолван, корень солодковый, бронхолитин, мукасол

Украина, Никополь

УЖАС

больше не давай ничего кроме обильного питья

Казахстан, Рудный

над первыми тремя мы дышали просто через ингалятор. Ты считаешь что вообще ничего не надо сдавать? А из за чего так долго не проходит.

Украина, Никополь

вот именно потому что ты стимулируешь образование мокроты, кашель и не проходит. Очевидно что началосьвсе с соплей и стекая по глотке они вызывают рефлекторный кашель. Лазолванами и пр. ты только создала себе проблемы

Россия, Москва

Логично бы снимок сделать, если так долго кашляет.

Может на коклюш сдать?

Россия, Волгодонск

мы кашляем 1.5 мес, так же назначили мазок,на дизбак, и были у аллерголога, сдали на 10 аллергенов, на 2 вида глистов, на 2 вида вирусов вызывающих пневмании и на герпес 6го типа, сегодня за результатами поедем

Россия, Санкт-Петербург

Скажите что показали ваши анализы?

Россия, Волгодонск

аллергия на пшеничная мука -сильная реакция, слабая на плесень в земле и на сорняковые травы, выявили герпес 6го типа. глистов и вирусов пневманий нет. так же аденоиды 2типа, еще жду анализ на пасев из рта и носа..кашлять мы может и от муки и от аденоидов..

Россия, Санкт-Петербург

Мы сегодня на паразитов сдали и на коклюш. не знаю, что там покажут анализы. А на аллергены это кровь из вены?

Россия, Волгодонск

да из вены, вот на коклюш надо сдать точно, а в гос поликлинике не берут на него? у нас в частной точно нет на него анализа

Россия, Санкт-Петербург

мы ездили в сэс. 

Казахстан, Рудный

а на аденойды что за анализ? или их просто прощупывают?

Россия, Волгодонск

аденоид просто посмотрела в нос и все, мож нихрена не увидела но написать же что то надо

Казахстан, Рудный

герпес тоже кашель дает? капец!! все эти анализы кровь из вены?

Россия, Волгодонск

нее герпес вроде не дает, мы на него сдавали т к лимфоузлы увеличены в паху. а дает кашель вирус микоплазмы пневманелы и хламидийной  пневманелы(могу ошибаться в названиях но что то похожее)да из вены это все берут