Кашель при простуде у астматика
Кашель – симптом, с которым знаком каждый человек. Традиционно признак принято делить на сухой и влажный в зависимости от присутствия отхаркивания мокроты. Астматический кашель – подвид сухого варианта симптома, который встречается реже, сопровождая преимущественно бронхиальную астму или другие заболевания с похожим механизмом развития. Лечить соответствующую проблему нужно после постановки окончательного диагноза для достижения максимального терапевтического результата.
Что такое астматический кашель?
Какой кашель при астме? Существуют ли особенности патологического симптома при сравнении с другими респираторными заболеваниями?
Астматический кашель симптомы демонстрирует похожие, как при типичном бронхите или другом заболевании дыхательной системы. Однако существует ряд нюансов, которые помогают врачам правильно установить природу описываемой проблемы с подбором адекватного лечения.
Характеристика астматического кашля:
- Непродуктивный;
- Приступообразный. Распространенными остаются ночные или утренние эпизоды;
- Возникновение сухих, свистящих хрипов в груди. Для тяжелой формы бронхиальной астмы характерным остается дыхание по типу «wheezing». При нахождении в одном помещении с больным врач на расстоянии слышит хрипы, напоминающие звук свистка;
- Взаимосвязь с влиянием аллергенов.
Факт! Характерным признаком астматического кашля остается возникновение частых мелких вдохов, после которых следует долгий и затрудненный выдох. У больных возникает страх удушья, провоцирующий панику, которая сопровождается двигательным беспокойством. Данный момент более заметен у детей.
Кашель, прогрессирующий у астматиков внезапен. Симптом развивается после воздействия провоцирующего фактора. Особенностью описываемого признака остается возможность быстрого купирования приступа с помощью использования бронходилататоров в виде аэрозолей для ингаляционного применения.
В чем причина кашля астматического типа?
Кашель при астме развивается вследствие комплекса патологических изменений, затрагивающих слизистую и мышечную оболочку дыхательных путей. Ключевым триггерным (пусковым) фактором развития соответствующего заболевания в 90% случаев остается аллергическая реакция на определенный антиген.
Из-за проникновения раздражителя в организм пациента происходит резкий выброс гистамина. Указанное биоактивное вещество запускает целый каскад патологических реакций, которые становятся причиной ухудшения состояния пациента.
Эффекты гистамина:
- Повышение проницаемости сосудов. Результат – проникновение жидкости в межклеточное пространство с образованием локального отека. В случае с астмой органом-мишенью выступают бронхи;
- Сужение просвета респираторных путей. На фоне уменьшения диаметра бронхов больному становится труднее дышать, снижается количество кислорода, который попадает в легкие;
- Спазм мышечных волокон, которые располагаются вокруг бронхов. Происходит еще большее сужение просвета.
Параллельно развивается локальное воспаление слизистой оболочки бронхов, которое провоцирует раздражение рецепторов с прогрессированием кашля. В условиях снижения поставки кислорода к легким и отека внутренней оболочки дыхательных путей проблема нарастает. Дополнительно стимулируется секреция густой и вязкой слизи, которую самостоятельно пациент не может откашлять. Мокрота блокирует движение воздушных масс по респираторной системе, что еще больше усугубляет клиническую картину. Чем сильнее выражена аллергическая реакция, тем хуже себя чувствует человек.
Развитие астматического кашля в детском возрасте
Бронхиальная астма – заболевание, которое в 70-75% случаев диагностируется в детстве. При возникновении у ребенка эпизодов непродуктивного кашля на фоне воздействия аллергенов врачи подозревают описываемое заболевание. Груднички и новорожденные дети практически не страдают от соответствующей проблемы. Причина – несформировавшиеся иммунная система, которая постепенно знакомиться с новыми антигенами.
Важно! Если у малыша прогрессирует неадекватная реакция на пыльцу растений, перья в подушках, плесень в уголках стен и тому подобное, тогда стоит максимально быстро исключить контакт ребенка с указанным триггером. При своевременной изоляции удается не допустить прогрессирования патологии.
Симптомы кашля при астме у детей отличаются большей выраженностью при сравнении со взрослыми пациентами. Быстро прогрессирует нехватка кислорода, что провоцирует двигательное беспокойство. Ребенок становится слишком активным, не находит себе места и часто не может объяснить, что с ним происходит. Дальше возникает сухой приступообразный кашель. Малыш может жаловаться на невозможность полноценно выдохнуть, что усиливает его панику. Интенсивность кашля нарастает. В тяжелых случаях при невозможности своевременного введения препарата маленький астматик теряет сознание. Пациент требует госпитализации.
Виды астматического кашля
Кашель, возникающий при бронхиальной астме, в 90% случаев выглядит одинаково. Отличия заключаются в выраженности клинической симптоматики, которая варьирует в зависимости от степени сужения дыхательных путей. Отдельной классификации соответствующего признака не существует. Однако в практике иногда используется градация кашля на легкий, средний и тяжелый.
В зависимости от выраженности патологии и сопутствующей клинической картины проводится назначение специализированных медикаментов. Чем хуже себя чувствует пациент, тем выше стартовые дозы препаратов.
Способы диагностирования и методы исследования
Диагностика бронхиальной астмы предусматривает комплексное обследование пациента с оценкой функции его респираторной системы. При обращении к врачу процесс начинается с анализа жалоб больного, сбора анамнеза. Важную роль играет наличие связи патологии с воздействием определенного антигена.
Проводится физикальный осмотр. Врач выслушивает дыхание больного с помощью фонендоскопа. При астме типичными являются сухие свистящие хрипы, которые редко бывают постоянными. Указанный феномен возникает при образовании густой слизи в бронхах.
Инструментальные и лабораторные методы диагностики:
- Общий анализ крови. Характерным остается повышение уровня эозинофилов;
- Пикфлоуметрия. Указанная методика позволяет оценить обструкцию дыхательных путей;
- Аллергологические пробы для выявления антигена, провоцирующего начало болезни.
При необходимости врач назначает дополнительные диагностические процедуры для исключения другой патологии (рентгенологическое обследование, КТ, сцинтиграфия легких и тому подобное).
Как и чем лечить сухой кашель при астме?
Важно! При возникновении характерной симптоматики пациенту важно своевременно начать лечиться. Бывают ситуации, когда при раннем исключении контакта с аллергеном удается предотвратить прогрессирование локального воспаления в бронхах, что позволит достичь длительной ремиссии болезни.
Для обозначения описанной ситуации иногда используется неофициальный термин «астма без кашля». Гиперчувствительность слизистой оболочки сохраняется, но благодаря отсутствию постоянного триггера пациент не ощущает дискомфорта или других признаков патологии.
Терапия заболевания базируется на применении специализированных медикаментов, которые влияют на ключевые точки патогенеза заболевания. Для усиления эффекта от препаратов используются немедикаментозные методики.
Медикаментозное лечение — эффективные препараты для лечения астмы и кашля
Подбор средства от кашля при астме проводится исключительно врачом. Доктор оценивает тяжесть состояния больного и назначает соответствующие лекарства.
Список используемых групп медикаментов при астме:
- Ингаляционные глюкокортикостероиды (ГКС). Указанные средства позволяют избавляться от симптомов заболевания и контролировать его течение. Однако препараты для ингаляций, используемые на протяжении длительного времени вызывают ряд побочных эффектов. Примеры лекарств — Пульмикорт, Бенакорт, Бекотид;
- β2-адреномиметики. Сальбутамол (Вентолин) в виде спрея снимает приступ астматического кашля за счет расслабления мускулатуры бронхов. Вдыхать средства указанной группы нужно эпизодически. Они оказывают кратковременный эффект;
- Отхаркивающие сиропы и таблетки (сироп Гербион, Амброксол, Геделикс). Препараты используются для разжижения мокроты с целью очистки бронхов от слизи.
При необходимости дополнительно назначаются противовоспалительные, антигистаминные медикаменты. Прием антибиотиков оправдан только при присоединении бактериальной флоры. Терапия женщин во время беременности требует особой осторожности для предотвращения негативного воздействия на плод.
Ингаляционные ГКС вводятся в организм с помощью небулайзера. Указанный аппарат обеспечивает локальное воздействие на дыхательные пути пациента предотвращая системное влияние на организм. Специальные ингаляторы можно приобрести в аптеках.
Немедикаментозное лечение
Немедикаментозное лечение бронхиальной астмы направлено на продление периода ремиссии. Соответствующие процедуры используются после относительной стабилизации состояния пациента, когда отсутствует риск резкого прогрессирования заболевания.
Хорошую эффективность демонстрируют варианты лечебного дыхания. Для устранения кашля и других симптомов астмы применяются методики по Бутейко и Papworth. Оба способа работают по схожему принципу. Суть лечения заключается в контроле собственного дыхания. Пациенту с помощью определенных упражнений предлагают намеренно уменьшать глубину вдоха.
За счет этого достигается снижение гипервентиляции альвеолярной ткани с увеличением концентрации углекислого газа в крови. Результат – уменьшение отека слизистой оболочки бронхов, расслабление мышечных волокон, расширение просвета дыхательных путей.
Факт! Проводимые клинические исследования доказали эффективность описываемых методик, но только в совокупности с медикаментозным лечением. Практиковать упражнения на ранних этапах нужно под наблюдением специалиста.
Кроме дыхательных техник, расслабление бронхиальной мускулатуры с восстановлением нормального пассажа воздуха достигается с помощью лечебного массажа и физкультуры. Главное – предварительная консультация с врачом для разработки индивидуального плана упражнений.
Хорошие терапевтические результаты в период ремиссии демонстрирует спелео- и галотерапия. Целебный эффект указанных методик базируется на пребывании больного в условиях особенного микроклимата карстовых и солевых пещер соответственно. Воздух, который образуется в описанных условиях, благоприятно воздействует на дыхательную систему, предотвращая прогрессирование патологии. Доказано, что спелео- и галотерапия продлевают период ремиссии.
Профилактика возникновения заболевания
Специфической профилактики бронхиальной астмы и кашля, возникающего на ее фоне, не существует. Все превентивные меры направлены на улучшение работы дыхательных путей и предотвращения развития локального воспаления.
Не допустить возникновения болезни помогут:
- регулярное пребывание на свежем воздухе (до 2 часов в день);
- исключение контактов с аллергеном;
- своевременное лечение любой респираторной патологии;
- гипоаллергенная диета;
- исключение курения;
- дозированная физическая нагрузка.
Иногда для исключения контактов с аллергеном может понадобиться смена места жительства и работы. В противном случае больного ожидает фактически пожизненная необходимость приема специализированных медикаментов. На данный момент полностью вылечить бронхиальную астму невозможно.
Заключение
Астматический кашель – симптомы грозного заболевания дыхательной системы. При правильном подходе к терапии и устранению контакта с провоцирующим агентом можно достичь длительной ремиссии и устранения симптомов на месяцы и годы. Главное – при возникновении характерной симптоматики не заниматься самолечением, а обращаться за помощью к специалистам.
Источник
Добрый день.
Поделитесь, пожалуйста, опытом в лечении детей с астмой при ОРВИ. Меня волнует вот какой момент: вот начинаются сопли, через пару дней появляется кашель, например под вечер уже, а впереди вся ночь, за которую может произойти все что угодно. Вы даете что-то , чтобы избежать приступа ( обструкции, каких-либо осложнений), или прибегаете к лекарствам для астматиков только уже прям при явных хрипах-свистах? Вы умеете отличать просто кашель на фоне простуды , от кашля, который может привести к обструкции ?
Комментарии
умею отличать)
при подозрении на ночь дышим беродуалом+увеличиваем дозу пульмикорта(это рекомендация аллерголога)
+на сезон простуд моем носик аквамарисом+мирамистин+назонекс
разницу описать не получится словами?)
у меня просто сразу паника от кашля, я тоже начинаю давать дышать беродуал+пульмикорт , так как ребенок становится еще и грубо говоря»неадекватным» : начинает кашлять все интенсивнее, движения какие-то хаотичные, слова-полуслова , как будто место себе не находит … либо это я уже неадекват
а пульмикорт и беродуал потом на какой срок вводите , до окончания симптомов болезни ?
РоÑÑиÑ, ÐоÑква
мне пÑоÑе,Ñ-медÑеÑÑÑа.
беÑодÑал пÑекÑаÑаÑ,как ÑолÑко понимаÑ,ÑÑо кÑиз минÑл
аÑÑмаÑиÑеÑкий-ÑиÑай обÑÑÑÑкÑивнÑй каÑÐµÐ»Ñ Ð½Ð°ÑинаеÑÑÑ Ñ Ð¶ÐµÑÑкого дÑÑ Ð°Ð½Ð¸Ñ,поÑом еле ÑлÑÑно ÑÑ Ñ Ð¿ÑибавлÑÑÑÑÑ Ð·Ð²Ñки Ð²Ð¾Ñ ÐºÐ°Ðº пена Ð´Ð»Ñ Ð²Ð°Ð½Ð½Ñ Ð»Ð¾Ð¿Ð°ÐµÑÑÑ,легкое ÑÑÑÑание Ñакое+Ñ Ñебенка как бÑдÑо ÑилÑно пеÑÑÐ¸Ñ Ð² гоÑле+в акÑе дÑÑ Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ð°ÑÐ¸Ð½Ð°ÐµÑ ÑÑаÑÑвоваÑÑ Ð³ÑÑÐ´Ð½Ð°Ñ ÐºÐ»ÐµÑка и ÑÑо пÑÑм видно
Ð²Ð¾Ñ Ñже поÑле ÑÑого дÑÑим беÑодÑалом
РоÑÑиÑ, Ðикино-ÐÑлево
ÑÑно, ÑпаÑибо за опиÑание) Ñ ÑÑаÑаÑÑÑ Ñакого не дожидаÑÑÑÑ, Ð´Ð»Ñ Ð¼ÐµÐ½Ñ ÑÑи звÑки (Ñ
лÑпÑ,ÑÑÑÑание) как ÑÑÑаÑнÑе воÑÐ¿Ð¾Ð¼Ð¸Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð±ÑлÑÑ
обÑÑÑÑкÑий.
а пÑлÑмикоÑÑом Ñогда когда наÑинаеÑе полÑзоваÑÑÑÑ ?
еÑли веÑеÑом подÑÑали беÑодÑал, но видиÑе, ÑÑо каÑÐµÐ»Ñ Ð²Ñе Ñавно идеÑ, на ноÑÑ ÐµÑе одна ингалÑÑÐ¸Ñ Ñ Ñем-нибÑдÑ?
Ñ Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð¿ÑоÑÑо оÑÑÑение, ÑÑо нам беÑодÑал Ð½Ñ ÐºÐ°Ðº Ñо не оÑобо Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ð³Ð°ÐµÑ ( еÑли по 10 кап на ÑазовÑÑ Ð¸Ð½Ð³Ð°Ð»ÑÑиÑ) : или Ñ Ð¿ÑоÑÑо не дожидаÑÑÑ Ð¿Ð¾ вÑемени , когда лÑÑÑе ÑÑановиÑÑÑ Ð¾Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾, или маленÑÐºÐ°Ñ Ð´Ð¾Ð·Ð¸Ñовка, или Ñ Ð¾Ð¿ÑÑÑ Ð¶Ðµ ÑлиÑком «Ð¿Ð°Ð½Ð¸ÐºÐµÑ» и наÑÐ¸Ð½Ð°Ñ Ð¿ÑибегаÑÑ Ðº пÑлÑмикоÑÑÑ, когда можно и без него избежаÑÑ Ð¿ÑиÑÑÑпа…
РоÑÑиÑ, ÐоÑква
Ð¼Ñ Ð½Ð° пÑлÑмикоÑÑе поÑÑоÑнно.незавиÑимо еÑÑÑ Ð¿ÑиÑÑÑÐ¿Ñ Ð¸Ð¾Ð¸ неÑ.ÑÑо наÑа базиÑÐ½Ð°Ñ ÑеÑапиÑ.беÑодÑал ÑÐ½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑ Ð¿ÑиÑÑÑп в ÑÑеднем ÑаÑа на 2-4Â
РоÑÑиÑ, СанкÑ-ÐеÑеÑбÑÑг
ÐÐµÐ½Ñ Ñ Ð¾ÑоÑо опиÑала. СÑÐ°Ð·Ñ Ð²Ð¸Ð´Ð½Ð¾ вÑаÑ. Ðам ÑÑÐ°Ð·Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ð³Ð°ÐµÑ?Â
РоÑÑиÑ, ÐоÑква
)))беÑодÑал?да!но Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð½Ð°Ð¼Ð¸ Ñ Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð¸ дозиÑовки лоÑадинÑе,не по возÑаÑÑÑ!на Ñвой ÑÑÑÐ°Ñ Ð¸ ÑиÑк Ñк еÑли не Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ð³Ð°ÐµÑ Ð½Ð°Ð´Ð¾ колоÑÑ Ð¿Ñеднизолон(((Ñак «ÑазÑеÑил»Ð´ÐµÐ»Ð°ÑÑ Ð²ÑÐ°Ñ Ñо ÑкÑой,помниÑÑ Ð² ÐиÑеÑе бÑл Ñ Ð½Ð°Ñ Ð¿ÑиÑÑÑп ÑилÑнÑй,Ñ Ð¿Ð¸Ñала….
РоÑÑиÑ, СанкÑ-ÐеÑеÑбÑÑг
ÐÐ°ÐºÐ°Ñ Ð´Ð¾Ð·Ð¸Ñовка?
ÐÑли не Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ð³Ð°ÐµÑ — когда ÑÑ ÑеÑаеÑÑ, ÑÑо ÑиÑÑаÑÐ¸Ñ Ð¸Ð¼ÐµÐ½Ð½Ð¾ ÑакаÑ?
Ðой пÑоÑÑо бÑÐ´ÐµÑ ÑÑжело дÑÑаÑÑ Ð¿Ð°ÑÑ Ð´Ð½ÐµÐ¹, оÑобенно пеÑвÑй. ÐаÑлÑÑÑ Ð¸ гÑÑÐ´Ð½Ð°Ñ ÐºÐ»ÐµÑка вÑÑгиваеÑÑÑ. ÐÑе вÑÐµÐ¼Ñ Ð´ÑмаÑ, в какой Ð¼Ð¾Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð½Ð°Ð´Ð¾ ÑÑо ÑилÑней Ñже
Ðе волнÑйÑÑ, Ñ ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ Ñлов не бÑÐ´Ñ Ð²Ð¾ÑоÑиÑÑ Ð½Ð¸Ñего. Я ÑолÑко по ÑоглаÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñо Ñвоим вÑаÑом
РоÑÑиÑ, Ðикино-ÐÑлево
а Ð²Ñ Ð² ÑеÑение ÑÑÐ¸Ñ Ð¿Ð°ÑÑ Ð´Ð½ÐµÐ¹ ÑÑо ÑебеноÑÐºÑ Ð´ÑÑаÑÑ Ð´Ð°ÐµÑе â беÑодÑал или еÑе ÑÑо-нибÑдÑ? Ð²Ñ Ð²ÑаÑа вÑзÑваеÑе, Ð²Ð°Ñ ÑлÑÑÐ°ÐµÑ Ð¾Ð½? Ñ Ð²Ð°Ñ ÑÑо Ñоже на Ñоне пÑоÑÑÑд или и без Ð½Ð¸Ñ Ð±ÑваÑÑ Ñакие пÑиÑÑÑпÑ?
РоÑÑиÑ, ÐоÑква
РоÑÑиÑ, ÐÑаÑноаÑмейÑк
как мне ÑовеÑовал один вÑаÑ â наÑинаÑÑ Ð²Ð°ÑÑ Ð¾Ð±ÑÑнÑÑ Ð°ÑÑмаÑиÑеÑкÑÑ ÑеÑÐ°Ð¿Ð¸Ñ Ð¿Ñи пеÑвÑÑ ÑоплÑÑ ,не ждаÑÑ ÐºÐ°ÑелÑ.
Ðо Ð¼Ñ Ð´Ð¾ ÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾Ñ Ð»ÐµÑимÑÑ ÑимпÑомаÑиÑеÑки, закаÑлÑл,заÑвиÑÑел â беÑодÑал,пÑлÑмикоÑÑ.. ÐÐ¾Ñ ÑейÑÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ñле оÑеÑедной обÑÑÑÑкÑии Ð½Ð°ÐºÐ¾Ð½ÐµÑ Ñо назнаÑаÑÑ Ð±Ð°Ð·Ð¸Ñ,поÑмоÑÑим
РоÑÑиÑ, Ðикино-ÐÑлево
ÑÑно, пÑоÑÑо не Ñ Ð¾ÑеÑÑÑ Ñоже лиÑний Ñаз ингалÑÑии делаÑÑ, надееÑÑÑÑ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ñй Ñаз, ÑÑо «Ð½Ñ Ð²Ð¾Ñ Ð¼Ñ ( деÑÑ) ÑÑали кÑепÑе и обойдемÑÑ Ð±ÐµÐ· гоÑмонов и пÑоÑÐ¸Ñ ÑилÑнÑÑ Ð¿ÑепаÑаÑов» , и когда вÑоде Ð±Ñ Ñже вÑе ноÑмалÑнÑе деÑи вÑздоÑавливаÑÑ, Ñ Ð½Ð°Ñ Ð½Ð°ÑинаеÑÑÑ Ð²ÑоÑÐ°Ñ Ð²Ð¾Ð»Ð½Ð° Ñоплей , но Ñже Ñ ÐºÐ°Ñлем. какой Ð±Ð°Ð·Ð¸Ñ Ð²Ð°Ð¼ назнаÑили? пÑлÑмикоÑÑ?
РоÑÑиÑ, ÐÑаÑноаÑмейÑк
Ð±Ð°Ð·Ð¸Ñ Ð½Ð°Ð·Ð½Ð°ÑаÑÑ ÐºÑомогекÑал в ингалÑÑиÑÑ Ð½Ð° неÑколÑко меÑÑÑев.. пока Ñидим беÑодÑал-пÑлÑмикоÑÑ(вÑздоÑавливаем..) Ñнижаем поÑÑепенно.Â
Ðам и аÑÑÐ¼Ñ Ñо не ÑÑавили,Ð²Ð¾Ñ ÑолÑко ÑейÑÐ°Ñ Ð½Ð°Ð¿Ð¸Ñали дебÑÑ.
Ðо ÑÑого Ñоже Ñопли,вÑоÑой Ð´ÐµÐ½Ñ ÐºÐ°ÑÐµÐ»Ñ Ð¸ на ÑÑеÑий пÑÐ¸Ð²ÐµÑ Ð¾Ð±ÑÑÑÑкÑиÑ..
РоÑÑиÑ, Ðикино-ÐÑлево
ÑÑно, Ñ Ð½Ð°Ñ Ñоже вÑе Ñак же бÑло поÑÑи 2 года назад . поÑом ÑÑи обÑÑÑÑкÑии леÑим-леÑим, вÑоде Ð±Ñ Ð»ÑÑÑе, поÑÑи вÑздоÑовели, а поÑом опÑÑÑ Ð²Ñе по-Ð½Ð¾Ð²Ð¾Ð¼Ñ : Ñопли ÑÑÑÑем, каÑÐµÐ»Ñ Ð¸ Ñ.д.
Источник